«Под Сильвер-Лэйк»: конспирологический нуар для гиков*

В сети появился один из самых главных инди-фильмов 2018 года - нуарный триллер «Под Сильвер-Лэйк» Дэвида Роберта Митчелла, режиссера уже успевшего стать культовым фильма ужасов «It Follows».


Дэвид Роберт Митчелл уже вошел в историю кино, сняв крутейший хоррор «It Follows» - внятное, жуткое, зрелищное высказывание, доказывающее, что жанр не умер, если ты талантлив и изобретателен. Эта картина - стопроцентное попадание в яблочко, успешная охота на двух кинозайцев - авторского и жанрового.

«Под Сильвер-Лэйк» - явно другая охота: на кролика, ускользающего в свою норку. Формально перед нами фильм-расследование. Сэм (Эндрю Гарфилд, «Молчание» Скорсезе, «Социальная сеть» и «Новый Человек-паук») - лоботряс, день-деньской пьющий пиво и разглядывающий в бинокль красоток. В поле зрения Сэма попадает блондинка Сара (Райли Кио, «Придержи тьму», «Удача Логана»). Они знакомятся, прекрасно проводят время, а на следующий день она исчезает. Начинается хичкоковская история. Дух изобретателя саспенса будет часто фигурировать здесь, при том, что сам саспенс здесь какой-то «обкуренный», «на расслабоне».


В то время, как пропадает Сара, по соседству убивают миллиардера. Сэм чувствует, что между пропажей девушки и убийством есть связь. В парне просыпается детектив, и он, не выпуская бутылку пива из рук и не переставая пялиться на нагих красоток, коих здесь изобилие, начинает свое расследование. В Сэме просыпается конспиролог: в произведениях поп-культуры ему мерещатся шифры, он даже вешает на уши одной девчонке бородатую байку о том, что если прокрутить известный рок-хит задом наперед, можно услышать послание дьявола. Впрочем, ирония не чужда нашему герою, хотя что-то кроме этого сказать о нем довольно трудно. О героях судят по поступкам, а он не делает ничего ни плохого, ни хорошего. Разве что маму обманывает по телефону, говоря все время, что по уши в работе. Ну да, он влюбился в Сару и хочет ее найти. Но не сильно-то он и страдает. Кажется, ему нравится сам процесс поиска. Поиск логики в бредовой череде событий. В этом фильме вообще все странные.


Кажется, Маршалл МакЛюэн говорил, что новые визуальные коммуникации рождают новые формы бытования фольклора. Если конкретизировать, то во вселенной визуальных коммуникаций куча параллельных миров. Мир Митчелла, режиссера фильма, - это синефильское Лукоморье, где немножко триеровской мизантропии (яркая сцена, где герой поколотил шкодливых детей) и линчевской интеллектуальной зыбкости, немножко тьмы и сумбура, а если конкретнее - вместо русалки на ветвях здесь по улицам бродит смертоносная женщина с головой совы. Стены в доме героя увешаны плакатами фильмов «Франкенштейн» с Борисом Карлоффом, «Человек-волк», «20 000 лье под водой», «Мозг, который отказывается умереть», а постер «12 обезьян» непочтительно валяется в углу. Мама настоятельно советует сыну посмотреть «Седьмое небо», фильм по мотивам бродвейского спектакля с Джанет Гейнор про мучительный мировоззренческий поиск молодого человека.


Поскольку сюжет не очень держит внимание, волей-неволей включаешься в эту конспирологическую игру. Высказывание само по себе не ново: все изобретено до нас, а наша культура - бесконечный палимпсест. Так в древности называли рукопись, написанную на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Как правило, запись предшественника немного проявлялась в новом тексте. Можно без проблем говорить обо всем на свете цитатами из фильмов, сериалов, книг, песен, рекламы, и в этом нет ничего плохого. Плохо, когда жизнь начинает вытесняться всем этим.


«Под Сильвер-Лэйк» стоит посмотреть не только для того, чтобы включиться в увлекательную игру по поиску глубинного смысла во всем происходящем, но и чтобы увидеть, насколько разные фильмы может снимать один и тот же режиссер. Ну и, конечно же, ради готического герлз-бэнда «Иисус и певицы Дракулы», могилы Хичкока и бюста Джеймса Дина, который нужно потереть на счастье. Скучно точно не будет.

*Гики - люди, чрезвычайно увлеченные чем-либо, отлично разбирающиеся в предмете. Предметом могут быть комиксы, фильмы, музыка, гаджеты, да что угодно, произведенное индустрией развлечений.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/cbRO6U7mZIM" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
19.12.2018