Лучшие фильмы 2018 года: выбор «Афиши+»

«Афиша+» выбрала лучшие фильмы 2018 года. Это ни в коем случае не топ: фильмы расположены в обратном хронологическом порядке их выхода на большие экраны или появления на стриминговых сервисах.

Рома (Roma)

Под конец года на Netflix вышел новый фильм Альфонсо Куарона «Рома», получивший «Золотого льва» в Венеции. Несмотря на то, что большинство кинокритиков ведущих мировых изданий назвали «Рому» лучшим фильмом 2018 года, на экраны кинотеатров в большинстве стран включая Россию «Рома» не попадет. Но не волнуйтесь, фильм уже вовсю бороздит просторы интернета. В центре сюжета новой картины Альфонсо Куарона, действие которой разворачивается в 1970-х годах, - жизнь мексиканской семьи из среднего класса. Это первый со времен «И твою маму тоже» фильм режиссера, снятый на его родине, в Мексике. «90% происходящего на экране взято из моей памяти», - говорит режиссер «Гравитации» и «Дитя человеческого».

После просмотра нового фильма Альфонсо Куарона возникает примерно такое же чувство, как после дождя: дышится легко, думается широко и глубоко. Это при том, что слоган фильма - «Есть периоды истории, закаляющие человечество, как и моменты жизни, формирующие нашу личность». «Рома» - это не усыпляющий бдительность эскапизм, а осознанное принятие жизни во всех ее проявлениях, приходящее (или не приходящее) с возрастом. Куарон показывает, что способен интересно подать и блокбастер с голливудским размахом, и историю, стоящую в одном ряду с «Зеркалом» и «Амаркордом». Подробнее…

Виновный (Den skyldige)

Датский монотриллер, попавший в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Все действие картины происходит в одном помещении, а ее главным и, в общем-то, единственным действующим лицом является полицейский, который из-за какого-то своего проступка отстранен от оперативной работы и вынужден сидеть в диспетчерской на телефоне экстренной помощи. Под конец смены ему звонит женщина, которая сообщает, что ее похитили. Оставшееся экранное время герой будет пытаться разобраться в этой ситуации, не выходя из диспетчерской.

Маугли (Mowgli)

Мрачная экранизация знаменитого произведения Киплинга, разительно отличающаяся своей реалистичностью от недавней диснеевской адаптации (да и вообще от большинства адаптаций) и наиболее приближенная к первоисточнику. Изначально картину должен был снимать Алехандро Гонсалес Иньярриту, но в итоге в режиссерское кресло сел актер Энди Серкис, которому частично помогал Альфонсо Куарон. «Маугли» стал первым настолько крупнобюджетным фильмом, который купил стриминговый гигант Netflix. По мнению Серкиса, это пошло только на пользу фильму, потому что «теперь его не будут сравнивать с другим фильмом».

Рождественские хроники
(The Christmas Chronicles)

Рождественский фильм от Netflix с Куртом Расселлом в роли крутого Санта-Клауса уже в премьерную неделю посмотрели 20 миллионов зрителей. Если учесть, что продюсером картины выступил Крис Коламбус, режиссер обеих классических частей фильма «Один дома», то такой успех не кажется неожиданным. По словам представителя Netflix, если бы «Рождественские хроники» шли в кинотеатрах, то в первый же уик-энд проката эта рождественская комедия могла собрать не менее 200 миллионов долларов. Чтобы достичь такой отметки в премьерные выходные, сегодня фильму нужно быть частью какой-то известной франшизы: на данный момент рекордсменом в этом плане является кинокомикс от Marvel «Мстители: война бесконечности», собравший 257 миллионов долларов. «Рождественские хроники» - это оригинальный фильм, не относящийся ни к какой франшизе, но, кажется, теперь для этого есть все предпосылки.

В центре сюжета картины - брат и сестра, Тедди и Кейт Пирсы, которые, оставшись в канун Рождества одни дома (!) умудрились заснять на видео самого Санта-Клауса. Оказывается знаменитый старикан вовсе не так уж и стар и тучен, как его привыкли изображать. Из-за поломки фирменных саней Санте вместе со своими новыми юными друзьями придется разобраться с агрессивным барменом, погонять наперегонки с полицией по ночному Чикаго, а также исполнить блюзовую версию рождественского стандарта «Santa Claus is Back in Town» в компании с беднягами, в сочельник попавшими в «обезьянник» (в исполнении Стива Ван Зандта и его группы Little Steven & the Disciples of Soul).

Человек-паук: через вселенные
(Spider-Man: Into the Spider-Verse)

Популярные журналы о кино Empire и Total Film поставили этому кинокомиксу 100 баллов из 100, а ведущие кинокритики Лос-Анджелеса и Нью-Йорка назвали картину лучшим анимационным фильмом 2018 года. «Сложно представить, как после „Человека-паука: через вселенные“ можно всерьез смотреть очередную историю о Питере Паркере», - заявляет Film.ru в своей рецензии.

Суспирия (Suspiria)

Лука Гуаданьино переснял классический итальянский хоррор Дарио Ардженто о девочке, отправившейся учиться в элитную немецкую танцшколу, а попавшей в заповедник ведьм. Гуаданьино хотел полностью задействовать актерский ансамбль, снимавшийся у него в «Большом всплеске», но свободными оказались только Дакота Джонсон и Тильда Суинтон. Зато в качестве композитора удалось заполучить самого Тома Йорка, сочинившего для ремейка полтора часа новой музыки.

Под Сильвер-Лэйк (Under the Silver Lake)

Дэвид Роберт Митчелл, режиссер очень крутого хоррора «It Follows», снял визуально мощное послание тем, кому сейчас глубоко за 30. Главный герой не просто раздолбай, как может показаться на первый взгляд, не просто эдакий Лебовски для поколения миллениалов - персонаж Эндрю Гарфилда явно находится в состоянии глубочайшей фрустрации, потерянности. «Мне всегда казалось, что я обязательно должен кем-то стать, что моя жизнь должна иметь какой-то смысл», — откровенничает герой со своим богатеньким другом. «Да это у всех так, — получает герой в ответ. — Эгоцентризм называется».

Under the Silver Lake — послание, причем изящно зашифрованное. Чтобы поняли только те, кому оно предназначено. «Пойдем! Там вечеринка со старой музыкой!» — тянет за руку героя его новая 20-летняя знакомая. «О! Под это точно надо срочно потанцевать!» — радуется герой, услышав «What's the Frequency, Kenneth?» R.E.M. «Но я не знаю такой песни…» — хнычет девица. «Что если я тебе скажу, что всё во что ты верил, весь этот твой бунт в 15 лет, придумал я. Тобой манипулировали!» — сообщает герою в кульминационной сцене некий богач-старик, собирательный образ всех музыкальных дельцов. Что остается герою?! Только размозжить символическую голову дельца фендером Курта Кобейна! На финальных титрах, сидя с открытым ртом, понимаешь, что надо срочно сыграть в «Марио» на «Денди» и послушать «Monster» R.E.M. Последний раз мы все испытывали такое, кажется, еще в начале 2000-х после просмотра «Быть Джоном Малковичем» или «Донни Дарко». Подробнее…

Счастливый Лазарь (Lazzaro felice)

В «Счастливом Лазаре» все подтексты, если они и есть, очень условны. Режиссер старается говорить на универсальном языке, выражаясь громко - языке любви, доступном христианину, мусульманину, иудею. И каннская награда за лучший сценарий вполне заслуженна. До этого осознания, конечно, придется потрудиться, потому что вначале кажется, что ты набрел на лютый артхаус, сделанный исключительно для критиков. «Очередной Вирасетакун или Лав Диас», - с тоской шепчет нутро. И как же радостно, что в результате оно ошибается! Подробнее…

Холодная война (Zimna wojna)

Лучший европейский фильм 2018 года по мнению Европейской киноакадемии, удостоившей картину четырьмя премиями - «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучшая актриса». В центре сюжета «Холодной войны» - история о двух влюбленных, которые на протяжении многих лет мотаются между послевоенной Польшей и Западом, а попутно не могут разобраться в своих отношениях. На последнем Каннском кинофестивале фильм получил приз за лучшую режиссуру.

Баллада Бастера Скраггса
(The Ballad of Buster Scruggs)

Новый фильм братьев Коэнов, представляющий собой киноальманах из шести новелл о временах Дикого Запада. Палитра настроений - от черного юморка до жутковатого готического хоррора. Вы не найдете здесь повествования об идиллической жизни фермеров или о похождениях бюргеров. В каждой новелле люди сражаются за любовь, жизнь, право на счастье. Каждому приходится переосмысливать взгляд на себя, на жизнь, на других людей. Кому-то слишком поздно удается понять, что крутые только яйца, а место «Первого парня на деревне» всегда вакантно, поскольку дерзкие мужчины долго не живут. А, впрочем, старуха с косой не щадит никого - ни женщин, ни детей, ни калек, ни бездарей, ни одаренных. Подробнее…

История одного назначения

Еще до выхода нового фильма Авдотьи Смирновой на большие экраны слухи о нем сильно интриговали: «злободневный, про Кирилла Серебренникова», «исторический, про молодого Льва Толстого», «модный, с музыкой Басты». «Как же это все может сочетаться в одном фильме?» - недоумевали киноманы, чей интерес подгревал Приз за лучший сценарий на «Кинотавре-2018». «Самый важный фильм „Кинотавра“» - подливал масла в огонь кинокритик Антон Долин. Подробнее…

Не волнуйся, он далеко не уйдёт
(Don't Worry, He Won’t Get Far on Foot)

Новый фильм Гаса Ван Сента - это несомненно бенефис Хоакина Феникса, он здесь, по словам многих зрителей, просто неузнаваем. Достаточно сравнить эту роль с другими его недавними работами в фильмах «Тебя никогда здесь не было» и «Марией Магдаленой», чтобы понять, каким мощным даром перевоплощения обладает Феникс. Даже в рамках этой картины его герой претерпевает несколько метаморфоз. Подробнее..
Если нужно было выбрать актера, с которым ассоциируется 2018 год, то, уверены, многие бы, не задумываясь, назвали Хоакина Феникса. В этом году он был повсюду! Сначала мы увидели его брутальным и бородатым в триллере Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было», потом - изменившимся до неузнаваемости в драме Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет», где он исполнил роль прикованного к инвалидной коляске выдающегося карикатуриста Джона Каллахана. В «Марии Магдалене» он сыграл роль Иисуса Христа, а в вестерне «Братья Систерс» - охотника за головами. А ведь в 2019-м актер появится в очень интригующей образе Джокера! Какую роль в насыщенной карьере Хоакина Феникса вы считаете лучшей? Голосуем!

Пылающий (Burning)

Свежий триллер от Ли Чхан Дона, одного из ярчайших представителей корейского артхауса и бывшего министра культуры Кореи, собрал великолепную прессу в Каннах, претендовал на Пальмовую ветвь, но в итоге получил только приз от ФИПРЕССИ. В основе сюжета - рассказ Харуки Мураками о любовном треугольнике, в котором каждый из участников с большими странностями. Подробнее…

Черный клановец (BlacKkKlansman)

Новый фильм Спайка Ли - это многомерное произведение, работающее на нескольких уровнях. «Черного клановца» можно смотреть на развлекательном уровне - как комедию, где радикалы показаны дергаными мужиками с комплексами, а пранк* выступает главным козырем в работе полиции. Но также «Черный клановец» работает и на уровне актуальной повестки дня, и на уровне разоблачения мифов, ответственность за создание которых лежит и на художниках в том числе. Подробнее…

Мэнди (Mandy)

Панос Косматос, дебютировавший фантастическим триллером «По ту сторону черной радуги», шел к этому фильму целых восемь лет. Уже в первой его работе, раскритикованной за излишнюю неторопливость, он нащупал авторский стиль, который впоследствии развил в «Мэнди», немного поработав и над динамикой. Панос - продолжатель кинематографической династии. Его отец - режиссер знаменитых боевиков 80-х «Кобра» и «Рэмбо-2», мать - скульптор. Вот этот синтез массовой культуры и высокого искусства, скорее всего, и повлиял на становление его стиля.

«Мэнди» - не только убойное зрелище, но и размышления на тему краха иллюзий 1960-х, преступлений банды Чарльза Мэнсона, мутации идей хиппи, нью-эйджа, дауншифтинга, крушения иллюзий и грез о строительстве рая на земле, где человек человеку брат или сестра. Сценарист вложил в уста антагониста Иеремии слова Нила Янга, оказавшиеся в предсмертной записке Курта Кобейна: «Лучше быстро сгореть, чем медленно тлеть». Конечно, в контексте ситуации это звучит, как злая шутка. Подробнее…

Человек на Луне (First Man)

Новый фильм Дэмьена Шазелла («Ла-Ла Ленд») с Райаном Гослингом в роли Нила Армстронга, первого человека, ступившего на Луну. «Ошеломительный „Человек на Луне“ разительно отличается и по форме, и по содержанию от всего, что до этого делал Шазелл, - пишет FilmStage. - Картина, события которой начинаются за восемь лет до высадки на Луну, прослеживает путь, пройденный Армстронгом от рекрута НАСА до капитана „Аполлона-11“. Режиссера меньше всего интересует триумф американской космонавтики, его история сфокусирована на отчаянном положении, в котором оказался герой после смерти двухгодовалой дочери». Подробнее…

Кристофер Робин (Christopher Robin)

Disney продолжает снимать ремейки на свою же мультклассику - в виде обычных фильмов с живыми актерами. Теперь под раздачу попал Винни-Пух, вернее, уже взрослый Кристофер Робин, к которому однажды этот самый Винни-Пух неожиданно является. Старый друг детства зовет Кристофера обратно в лес, где их ждут новые приключения в прежней компании - Пятачка, Иа, Тигры и Кролика.

Человек, который убил Дон Кихота
(The Man Who Killed Don Quixote)

Самый эпичный долгострой в карьере Терри Гиллиама, пытавшегося снять эту картину аж с 1989 года. С тех пор мир сильно изменился, многие трансформации и признаки этого безумного, безумного, безумного мира, оказались запечатленными в «Человеке, который убил Дон Кихота» - от проблемы беженцев, разросшейся до невероятных масштабов ксенофобии, и страха обывателей перед террористами до безразличного отношения к смерти. Юмор помогает понять и осмыслить наше время лучше, чем повестка дня, запечатленная в таблоидах и донесениях новостных агентств.

«Человек, который убил Дон Кихота» - это абсолютно гиллиамовский фильм. Он начинается титром в стиле «Монти Пайтона»: «А сейчас… Наконец-то фильм Терри Гиллиама спустя 25 лет создания и уничтожения» и эпической сценой, которая оборачивается съемками рекламного ролика. Обезумевший башмачник, возомнивший себя Дон Кихотом, в исполнении Джонатана Прайса чем-то похож на Пэрри из «Короля-рыбака», сыгранного Робином Уильямсом. Сказка, прорывающаяся через прореху в реальности, а не создание полностью альтернативного мира, - тоже вполне в духе Терри Гиллиама. Это как сказочное поле, расположившееся аккурат за домом, полным проблем, в «Стране приливов». Подробнее…

Реинкарнация (Hereditary)

Картину дебютанта Ари Астера называют самым страшным фильмом 2018 года. Порой кажется, что ты чувствуешь даже запахи в этом фильме, отчего зажимаешь нос. Режиссер еще молод, но кажется, он уже в одном шаге от революционных изменений в кинематографе, поскольку «Реинкарнация» - пример синестезии. Это когда цвета воспринимаешь как ноты, а запахи как звуки, и наоборот, и вообще в каких угодно комбинациях. В частности, музыка Колина Стетсона настолько вплетена в ткань фильма, что кажется слуховой галлюцинацией, твоей внутренней реакцией на увиденное. Подробнее…

Лето

Начало 80-х. Только-только образовался Ленинградский рок-клуб. Юные поклонники Марка Болана, Дэвида Боуи и «Битлз» создают свою реальность в условиях позднего СССР. Майк Науменко - уже состоявшая звезда рок-н-ролла, Виктор Цой только сочинил свои первые хиты и видит в Майке авторитет. Между Натальей, женой Майка, и будущим лидером группы «Кино» пробегает искра. Новая киноработа Кирилла Серебренникова, которая сопротивляется любым жанровым определениям. Подробнее…

Остров собак (Isle of Dogs)

Новая работа Уэса Андерсона («Отель „Гранд Будапешт“», «Королевство полной луны», «Поезд на Дарджилинг») по форме напоминает его же кукольный мультфильм «Бесподобный мистер Фокс», но сделана еще изобретательней и устроена сложнее. «Остров собак» - не просто поучительная анимационная сказка, это полноценное кино мастера, ничем не уступающее его игровым картинам. Нас ожидают жесткий юмор, традиционный постмодернизм и серьезный посыл. В «Острове собак» рассказывается о мальчике, который на вертолете отправляется искать своего пса. Поиски приводят на громадную свалку, куда коррумпированный мэр повелел собрать всех псов города. Картина получила на Берлинском кинофестивале «Серебряного медведя» за лучшую режиссерскую работу. Подробнее…

Аннигиляция (Annihilation)

Новый фильм Алекса Гарланда, режиссера оскароносного триллера «Из машины» и сценариста культового хоррора «28 дней спустя». Картина является экранизацией одноименного романа Джеффа Вандермеера и рассказывает о четырех женщинах - психологе, биологе, топографе и антропологе, - отправившихся в некую Зону Икс, на смертельно опасную территорию, кишащую аномальными явлениями. Никто не знает, откуда взялась эта территория, но чаще всего оттуда не возвращаются - или возвращаются, но неуловимо и в то же время страшно изменившись. Подробнее…

Тихое место (A Quiet Place)

«Если хочешь выжить - не издавай ни звука», - такой совет дает слоган этого фильма ужасов, и понятно, почему. Семья главгероев живет в мире, населенном монстрами, которые охотятся на людей, реагируя на малейший звук. Так что за долгие годы герои научились общаться друг с другом условными знаками, дабы не раздражать опасных существ. Необычный хоррор заставляет зрителя не только вцепляться в подлокотники сидений, но и вести себя в кино как в библиотеке. Подробнее…

Леди Бёрд (Lady Bird)

Кристину, нарекшую себя Леди Бёрд, не устраивает все - финансовые возможности родителей, провинциальность родного Сакраменто, перспектива учиться в не самом престижном колледже, а главное - оказаться в отрыве от прогрессивной нью-йоркской тусовки, которая ее так манит… Первая самостоятельная режиссерская работа Греты Гервиг, сыгравшей в нескольких фильмах Ноя Баумбаха и написавшей сценарии к ним. Зритель, которому нравятся «Милая Фрэнсис» и «Госпожа Америка», не будет разочарован. Подробнее…

Тебя никогда здесь не было
(You Were Never Really Here)

Афиши обещают нам «„Таксиста“ XXI века», трейлер намекает на мочилово в стиле Рефна, «Кинопоиск» в категорию похожих фильмов добавляет «Леона». И только поклонники Линн Рэмси чувствуют в этом подвох. Возможно, «Тебя никогда здесь не было» в сухом остатке и укладывается в формулу «Ветеран войны, одержимый сочувствием к униженным и оскорбленным, вступает в схватку с порочным городом», но этот факт не может дать даже приблизительного представления о том, что нас ждет. Подробнее…

Призрачная нить (Phantom Thread)

Ретродрама Пола Томаса Андерсона («Магнолия», «Нефть») с Дэниелом Дей-Льюисом в роли успешного кутюрье со сложным характером. Действие картины, разворачивающееся в Британии 1950-х годов, посвящено закулисью лондонской индустрии моды. Жизнь именитого лондонского кутюрье Рейнольдса Вудкока, работающего для элиты британского общества и членов королевской семьи, сильно меняется, когда в ней появляется новая муза модельера - молодая Альма. Подробнее…
Многие, наверное, уже не помнят, но этот киногод в России начался с противостояния фильмов «Форма воды» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Горячие споры долго не утихали, а общество поделилось на две неравные половины с процентным соотношением в 70 и 30 процентов. Согласитесь, довольно типичные цифры для многих сфер российского современного общества. Проголосовать все еще можно здесь.

Три билборда на границе Эббинга, Миссури (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri)

Милдред Хейс (Фрэнсис Макдорманд) лишилась дочери год назад. Изнасилование и убийство. За это время дело ни на йоту не продвинулось. Отчаявшись искать правды у правосудия, она решает действовать самостоятельно. Женщина арендует три рекламных щита на богом забытой трассе (аппендиксе основной магистрали), где пишет черным по красному о бездействии властей, в частности - шерифа Уиллаби (Вуди Харрельсон). Как и любая глубинка, Эббинг начинает бурлить, раскаляться от реакций на поступок. Подробнее…

Форма воды (The Shape of Water)

Лучший фильм прошлого года, по мнению Американской киноакадемии, главным образом апеллирует к нашему времени, когда мир находится на новом витке агрессии. Когда образ врага застит глаза, когда так легко навешиваются ярлыки, особенно на представителей других стран, культур и политических течений. Режиссер не открывает новых америк, он, как и сто, и двести лет назад, говорит, что любовь спасет мир. Даже если у нее нет голоса, она найдет способ об этом сказать, как нашел его Гильермо Дель Торо во времена, когда «все придумано до нас». Подробнее…

Приключения Паддингтона - 2 (Paddington 2)

Приключения медвежонка в синем пальто и красной шляпе продолжаются. На этот раз Паддингтон расследует похищение антикварной книги, на покупку которой он копил деньги. Главного злодея играет Хью Грант, и, похоже, это его лучшая роль за всю карьеру. Самый добрый фильм года.


Роман Дранников
Ярослав Солонин
Максим Баркалов
26.12.2018