«Паразиты»:
здесь каждый сам за себя

Наша рецензия на нашумевший фильм «Паразиты», который получил главный приз в «Каннах» в этом году. Картина южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо, снявшего, среди прочего, полюбившуюся многим «Окчу», уже есть в сети, так что можно посмотреть ее дома, если вдруг пропустили в кино.


Количество фильмов, обязательных к просмотру, в этом году бьет все рекорды. При этом каждый поражает своеобразием. В «Паразитах» нет легкости, присущей, например, «Однажды в… Голливуде», поэтому смотреть их будет непросто, но необходимо, ведь «Золотая пальмовая ветвь» досталась режиссеру Пон Чжун Хо не просто так.

Семья из четырех человек (отец, мать, сын и дочь) живет в сыром полуподвале, соседствуя с тараканами и клопами. Они вылавливают чужой вай-фай и подрабатывают, складывая коробки для пиццы (и постоянно халтуря), пока друг сына не предлагает подменить его в качестве репетитора по английскому для дочки богатого семейства Пак. Подделав документы, сын получает эту работу, и, не растерявшись, быстренько пристраивает сюда же сестру, отца и мать. Своего родства они не выдают, прикидываясь случайными знакомыми, а все должности получают с помощью обмана и хитрых манипуляций, подставляя предыдущих работников.


У семьи Пак совсем другие проблемы: в то время, как бедняки не знают, где взять денег на еду, богачи готовят детей к поступлению в американские школы, нанимают им арт-терапевтов, ездят в походы и устраивают вечеринки в своем роскошном дизайнерском доме. Пак стараются быть вежливыми и учтивыми со своими работниками, но невольно отстраняются от их запаха: полуподвальной сыростью (как символом бедности) пропиталась не только одежда бедной семьи, но и они сами.

Наблюдая за происходящим, сложно выбрать чью-то сторону: казалось бы, семья бедняков врет и использует людей, но делают это они так обаятельно, что смех смешивается с отвращением. К тому же, глядя на условия жизни, их нельзя не пожалеть.


«Паразиты» одновременно реальны и нет. Казалось бы, события складываются так стихийно и немного фантастически, что в жизни такого быть не может. Однако огромный разрыв между бедными и богатыми зачастую становится причиной глубочайшего отчаяния. Такого, что и убийство не покажется чем-то страшным, ведь терять уже совсем нечего. Название фильма вызывает много ассоциаций, но на деле вы увидите сатирическую драму о социальной несправедливости, из-за которой люди становятся черствыми и жестокими, готовыми совершить что угодно, по плану и без, лишь бы хоть как-то выжить. Их не беспокоит, что станет с другими: здесь каждый сам за себя.

Фильм не имеет отношения к жанру ужасов, но от него становится гораздо более жутко, чем от любой страшилки с клоунами — не только из-за сюжета о несправедливости, но и благодаря работе оператора: плавная съемка, тщательно подобранные ракурсы и цветокоррекция в мрачных оттенках создают необходимую атмосферу.


Музыкальное сопровождение здесь тоже играет свою роль: тревожная музыка академического стиля (возвышенная, соответствующая миру богатой семьи) сопутствует важным событиям, а их исход часто показан в полнейшей тишине.

В «Паразитах» есть две (даже три) семьи, дома, улицы, транспортные средства — и все на контрасте: бедность и богатство, роскошь и убожество, свежесть и грязь, людное метро и личный автомобиль. До определенного момента сюжет вполне предсказуем, но в один момент начнется такое, чего ни один человек не мог бы ожидать. Причем, кажется, гарантий, что такое не случится в реальной жизни, вам никто не даст.

<iframe frameborder="0" style="border:none;width:100%;height:425px;" width="100%" height="425" src="https://music.yandex.ru/iframe/#album/7653717/">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/7653717'>Parasite</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/4748371'>Jung Jaeil</a> на Яндекс.Музыке</iframe>

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/8i3JpQgRTGM" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Елизавета Травка
04.09.2019