«Солнцестояние»:
пусть всё горит

Наша рецензия на нашумевший хоррор «Солнцестояние», второй фильм Ари Астера, режиссера прошлогодней «Реинкарнации». Картина уже есть в сети, так что можно посмотреть ее дома в хорошем качестве, если вдруг пропустили в кино.


«Солнцестояние» — вторая режиссерская работа Ари Астера. Своей дебютной работой, «Реинкарнацией», он продолжил новую эру фильмов ужасов: банальные скримеры, вызывающие лишь рефлекторный испуг, уже не интересны, людям хочется подумать, понаблюдать за другими и поразмышлять над человеческой сущностью. «Солнцестояние» удовлетворяет этот запрос. Фильм не будет пугать вас существами из потустороннего мира, внезапно появляющимися клоунами, монстрами и детскими страшилками. Здесь главное зло — люди. А зло ли?


История простая: несколько студентов-антропологов собираются поехать в Швецию на праздник летнего солнцестояния. Кто-то из ребят хочет развлечься, кто-то получить новую информацию для диссертации. Один из друзей, Кристиан (Джек Рейнор), вынужден «испортить» мужскую поездку и пригласить свою девушку Дени (Флоренс Пью), которую уже год не может бросить. Он жалеет Дени, ведь у той недавно погибла младшая сестра и родители, и она на грани нервного срыва. Приехав в деревню, компания с интересом наблюдает за жизнью местной общины, но вскоре здесь начинают происходить странные вещи.


Сам Ари Астер говорит, что на фильм его вдохновило болезненное расставание. Вот и в «Солнцестоянии» отношения Дени и Кристиана выходят на первый план. Пара все время ссорится, Кристиан лжет, демонстрирует пренебрежительное отношение, а Дени постоянно чувствует свою вину перед ним. Шведская община быстро меняет ситуацию: друг, пригласивший их на праздник, рисует портреты Дени и не забывает, в отличие от Кристиана, поздравить ее с днем рождения, да и в целом в деревне гораздо больше ценят женщин, и девушка быстро обретает уверенность. Постепенно Дени проходит через все этапы разрыва, освобождаясь от болезненных отношений с Кристианом. В финале она смотрит, как горит в ритуальном пожарище ее прошлое, таким образом как бы перерождаясь, и наконец-то мы видим ее улыбку.

Все это время Дени беспокоят не только болезненные отношения: ей постоянно мерещатся погибшие родственники, и, наблюдая, как ее принимает местное общество, она начинает видеть в них новую семью: «Мы теперь сестры!», — кричат деревенские девушки, и ради такого Дени уже готова принять местные правила, хоть поначалу они ее ужасают.


Что есть нормальность — еще один вопрос фильма. Сначала герои напуганы местными обычаями, но у жителей деревни такие убедительные аргументы, что, погружаясь в здешний мир, молодые люди невольно начинают им верить. Может, место, где человек уверен в будущем — своем и близких, не такое уж плохое, а жестокие обычаи — лишь плата за стабильность?

В «Солнцестоянии» Ари Астер хочет рассказать многое: о расставании, о потере близких, в конце концов, о странной деревушке в Швеции — но двух с половиной часов для этого слишком мало. В итоге мотивация получилась натянутой, их личности почти не раскрыты, мы не понимаем, что ими движет, кроме указаний режиссера, а все нелогичные поступки оправдываются употреблением наркотических веществ и трав, которыми их щедро угощают местные жители. Все ритуалы мы принимаем как данность, ничего не узнавая о жизни общины, их идеях и быте.


Тем не менее обстановка в деревне очень атмосферная, с красивыми и точными декорациями, светлыми костюмам и множеством цветочных венков. То очень спокойная, с этническими мотивами, то резкая и быстрая, созвучная волнению героев и их погружению в свои мысли, музыка поддерживает атмосферу, а некоторые диалоги и вовсе происходят в тишине, что создает особый антураж.

Фильм отличается разнообразием ракурсов и операторских приемов: камера то стоит на месте, то трясется, создавая эффект наркотического опьянения героев, а когда компания друзей едет в деревню, буквально переворачивается на 180 градусов, подчеркивая, что, приехав сюда, они окончательно теряют связь с реальностью. Схожую мысль несет свет: ссоры с Кристианом и гибель родителей остаются для Дени в мрачном мире, тогда как все события в деревне, где она начинает чувствовать себя лучше, будут освещены солнцем.


С одной стороны, фильм завораживает, почти три часа держит в напряжении и не дает оторваться от экрана, а с другой — он и не пугает, и не дает нам толковой истории: только попытки в спешке рассказать о том, что вообще-то мыслей у режиссера много.

Кому-то будет достаточно красивой визуальной части и нестандартной идеи, но иногда складывается ощущение, что Ари Астер сам не определился, что хотел снять — то ли фильм ужасов, то ли артхаусную драму о жертвоприношении, расставании и потере близких. И в итоге фильм поднимает несколько тем, насильно связанных друг с другом, но тем не менее побуждающих зрителя к размышлениям.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/_-bYn6qGtgc" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Елизавета Травка
10.10.2019