«Джокер»:
хорошо не будет никому

«Джокер» Тодда Филлипса однозначно войдет в историю! Много ли вы знаете кинокомиксов, получивших главный приз Венецианского кинофестиваля, и наоборот — много ли на свете призеров Венецианского фестиваля, которым под силу собрать миллиард долларов в мировом прокате? Вносим свою скромную лепту в массовую истерию и делимся своими впечатлениями о, пожалуй,
самой громкой кинопремьере 2019 года.


Сколько же версий Джокера уже видел зритель — это и Джек Николсон в «Бэтмене» Тима Бёртона, и Хит Леджер в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана, оба ставшие легендой, и Джаред Лето в «Отряде самоубийц», собравший на себя все возможные насмешки. А есть же еще и анимационный Джокер в озвучке Марка Хэмилла! Тодд Филлипс на пару с Хоакином Фениксом идут дальше, и теперь Джокер — не просто безумный злодей, а персонаж с историей, именем и своим собственным фильмом, претендующим на множество наград.

Артур Флек (Хоакин Феникс) — неудачливый клоун, работающий в агентстве. Его постоянно ругает начальство, избивают подростки, и вообще жизнь явно настроена против него. Артур живет на самой окраине Готэма в старом полуразваленном многоквартирном доме со своей больной мамой (Френсис Конрой), вечерами смотрит шоу Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро) и мечтает стать стендап-комиком. Но пока над его шутками никто не смеется, смеются только над ним самим. Смеется и он, но не потому, что происходит что-то забавное, а из-за травмы, переросшей в психическое расстройство, неконтролируемый смех. Единственный светлый момент в жизни Артура, дающий надежду и ему самому, и зрителю, — знакомство с соседкой матерью-одиночкой (Зази Битц), но и тут, прямо скажем, не все так просто…


Сначала Артур — скромный клоун, маленький человек, примирившийся с обстоятельствами. Но шаг за шагом, потеряв работу, мать, надежду на любовь, но сохранив ненависть к тем, кто был жесток с ним, он становится Джокером.

Трансформация происходит не просто так, а под влиянием обстоятельств, людей и самой жизни, что очень долго и подробно показывает нам режиссер. В конце концов, у Артура не остается ничего, что было бы ему дорого. Здесь и происходит переломный момент — первое убийство как ответ на жестокость. Теперь ему действительно становится легче, без всяких лекарств. Сначала Артур пугается, бежит в сомнительный общественный туалет рядом с вокзалом, закрывается там и… начинает танцевать. Теперь он будет танцевать всегда, теперь он чувствует уверенность и может постоять за себя, отомстив каждому, кто посмеет его обидеть. Но убивать просто так он не хочет: все действия — лишь реакция на окружающий мир, извращенная «самооборона», а жертвы Джокера — те, кто ни во что его не ставил.


Артур не хочет делать никаких политических заявлений и менять мир к лучшему, но для Готэма он становится символом: загадочный, неизвестно откуда взявшийся клоун полон решимости уничтожить врагов, которыми для простых людей уже давно стали влиятельные жители города. Люди, почувствовав уверенность, выходят на улицы, сливаясь в единую безликую толпу жутких клоунов, которые готовы творить беспредел, лишь бы их наконец-то заметили.

Многие говорили, что «Джокера» надо запретить из-за романтизации насилия и психических расстройств, но с таким же успехом можно запретить «Бойцовский клуб», «Солнцестояние» и много чего еще. Конечно, кому-то в голову может прийти идея обнулить данные по кредитам, взорвав здание, или совершить жертвоприношение, раз это показали на экране. Но мы четко видим, что Джокер — антигерой, и его поступки в фильме никто не называет правильными. Да, мы сочувствуем Артуру Флеку, но лишь потому, что при других обстоятельствах, в другой семье, в другом городе для него все могло бы обернуться по-другому.


Если человека ни во что не ставят, относятся к нему со злом, применяют насилие — рано или поздно он ожесточится, и хорошо не будет никому. Такое же правило работает и с массой людей: проблемы в городе или государстве закономерно (вспомните учебники истории) выльются во что-то мощное, разрушающее все вокруг, а люди, которым уже нечего терять и незачем так жить, начнут революцию. И не обязательно они будут настолько умными и здоровыми, чтобы никто не пострадал.

«Джокер» важен для нас не только как фильм про человека, антигероя, или как олицетворение общественно-политической повестки, но и как новый этап развития кинокомиксов. Одинаковых боевиков про супергероев навалом, а здесь — полноценная драматическая история, для авторов которой источниками вдохновения послужили знаменитые работы Мартина Скорсезе «Таксист» и «Король комедии». С прекрасной актерской игрой Хоакина Феникса, похудевшим для этой роли на 24 килограмма, выверенными, детально продуманными сценами, красивой и стильной картинкой, атмосферным саундтреком от исландки Хильдур Гуднадоттир, автора музыки к сериалу «Чернобыль». Режиссер, оператор, сценаристы точно знали, что и зачем им нужно, чтобы сделать историю, которая найдет отклик у зрителей. И если раньше фильмы по комиксам предполагали отдых, развлечение, замену серьезному кино, то теперь зрителей может ждать подвох, и тем, кто не привык думать в кино, придется этому научиться.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/jGfiPs9zuhE" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Елизавета Травка
17.10.2019