«На границе миров»:
как быть другим

Победитель прошлого Каннского кинофестиваля в номинации «Особый взгляд», фильм «На границе миров» с недавних пор стал доступен для просмотра на отечественных стриминговых сервисах. Наша рецензия на эту весьма необычную картину.


Про Юна Айвиде Линдквиста, которого во всеуслышание называли «шведским Стивеном Кингом», после экранизации романа «Впусти меня» (2008) все благополучно забыли. Все, кроме режиссера Али Аббаси, который решил снять фильм по новелле «На границе миров» и в результате получил премию «Особый взгляд» на Каннском фестивале 2018 года.

Сюжет развивается вокруг девушки Тины — странной сотрудницы таможни, которая моментально распознает правонарушителей в толпе людей, будь то торговцы наркотиками, пассажиры, незаконно ввозящие алкоголь, или педофилы с записями насилия над детьми. Дело в том, что Тина чувствует все эмоции людей: страх, стыд, гнев. Помимо этого необычного качества, Тина отличается необычной внешностью, которая порой пугает окружающих. А еще она очень близка с природой: лисы и олени чуть ли не говорят с ней, она чувствует каждую травинку и землю. Всю свою необычность девушка привыкла оправдывать лишними хромосомами и до поры до времени даже не подозревает, кто она такая на самом деле…


Жизнь Тины меняется, когда на таможне она встречает похожего на себя мужчину по имени Воре. Ей кажется, что он в чем-то замешан, при этом никаких доказательств ни она, ни ее коллеги найти не могут. Тина и Воре знакомятся ближе, и вскоре на зрителя обрушивается сцена их любви, причем в мельчайших подробностях. Они тролли, и в их мире женские половые органы достались мужчинам, а подобие мужских — женщинам. К слову, сцены близости главных героев выглядят чуть менее мерзко, чем их описывают некоторые уже посмотревшие фильм зрители.


Али Аббаси стремится показать происходящее вокруг в форме сказки. Женщины и мужчины поменялись местами — вот тема для тех, кого смущает ЛГБТ-сообщество. У троллей крупная фигура и непривычный вид — вот обращение к проблеме стандартов красоты, которые задает общество. Тину никто не ругает ни за мужские половые органы, ни за лишний вес, ни за странный облик, однако она все равно не находит себе места. Человеческий быт не для нее: приходится во многом себя сдерживать. Отношения с Воре невозможны: цель его жизни — месть людям, что совершенно непонятно Тине. «Я не хочу причинять вред. Это значит, быть человеком?», — спрашивает она у тролля.

Все параллели на поверхности: не всегда зло такое, каким мы хотим его видеть. «Педофилы с мебелью из Икеи» — внешне обычные милые люди, творящие при этом ужасные вещи. Тина, пусть и отличается внешне, но не собирается совершать никаких злодеяний. Зато любой человек, выросший без любви, заботы, внимания, может обозлиться на весь мир, как Воре.


Тина выбирает для себя путь отшельника и остается в неухоженном домике в лесу. Без себе подобного, пусть и наедине с природой, она обречена чувствовать одиночество, и слава богу, в этом смысле для нее все заканчивается хеппи-эндом.

Возможно, чтобы действительно понять этот фильм, необходимо посмотреть его не один раз. Или оставить пару дней на размышления, уж слишком много тут вопросов. Однако, переварив увиденное, понимаешь: здесь мы смотрим не на сказочных троллей, а на любое живое существо, которое пытается адаптироваться к этому миру.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/AxS3i_M8oe4" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Елизавета Травка
27.05.2019