«Yesterday»:
зачем Дэнни Бойл
стёр The Beatles?
Вот она, завязка на миллион долларов: все на планете Земля забыли о The Beatles! Немного погуглив, главный герой выясняет, что в новой для него реальности группы просто не существовало, а вместе с ней исчезли Oasis (ну, тут без вопросов), Гарри Поттер и даже кока-кола с сигаретами. Разбираемся, удался ли новый фильм Дэнни Бойла «Yesterday» или нет.
У романтической комедии «Yesterday» сюжет простой: обаятельный музыкант Джек (Химеш Патель) никак не может «пробиться» и стать известным: его песни никому не нравятся, на фестивалях ему разрешают играть только в закрытых шатрах, куда заглядывают разве что старики и дети, и до успеха явно далеко. Отчаявшись, Джек решает прекратить попытки, хоть его подруга и менеджер Элли (Лили Джеймс) усиленно его отговаривает. Отправившись домой на велосипеде, Джек попадает под автобус — из-за того, что во всем мире на несколько секунд отключается электричество. Музыкант отделывается парой выломанных зубов и синяками, а вот миру не повезло: из истории планеты Земля исчезла группа The Beatles.
Вот она, неожиданная завязка: поудивлявшись тому, что друзья не помнят песню «Yesterday», и немного погуглив, Джек выясняет, что в новой для него реальности группы просто не существовало. Вместе с ними исчезли Oasis (ну, тут без вопросов), Гарри Поттер, кока-кола и сигареты («Хоть The Rolling Stones на месте», — отмечает Джек).
Смекалки музыканту не занимать: немного подумав, он решает воспользоваться ситуацией и петь песни The Beatles, выдавая за свои. Сначала он думает, что проблема в исполнителе: даже «Let It Be» слушатели распробовали не сразу, но в конце концов успех не без помощи обаятельного Эда Ширана постепенно его находит. Однако чем больше становится аудитория Джека, тем тяжелее герою жить во лжи: ему постоянно кажется, что его вот-вот разоблачат…
В центре событий, помимо музыки, конечно, отношения Джека и его подруги Элли. Перед отъездом в Лос-Анджелес он выясняет, что девушка влюблена в него и понимает, что это взаимно. Но вот беда: как и героини многих других романтических комедий, Элли не хочет быть на втором месте и готова воссоединиться с Джеком, только если он останется в их родном городе.
Визуально «Yesterday» выглядит здорово: необычные ракурсы, местами заваленный горизонт, яркие цвета. Некоторые сцены продуманы до мельчайших деталей, и их действительно интересно (и смешно) смотреть — например, диалог Джека с Эдом Шираном на кухне или первое исполнение «Let It Be» для родителей и соседа. В музыкальном плане картина тоже не подкачала: весь фильм сопровождают каверы The Beatles, невольно начинаешь подпевать.
Только всего этого недостаточно, когда остается главный вопрос: зачем авторы вообще «стирали» The Beatles? Оригинальная завязка фильма не оправдывается вообще никак. Исчезновение легендарной группы влияет лишь на популярность Джека, от которой зависят его отношения с Элли.
Стали бы The Beatles такими же культовыми, если бы пели сейчас, в век Интернета? Будет ли гениальная песня известной, если исполнитель не харизматичен? Любой достоин славы или нужно искать свое место в жизни, поскромнее? Фильм мечется вокруг всех этих и многих других вопросов, вскользь затрагивая их и ни на один не давая ответ.
Кто-то начнет задумываться, как так вообще вышло, что все забыли про The Beatles и что это за апокалипсис такой, но это в фильме совсем не важно. А что важно? Режиссер похоже и сам не знает, превращая кино с многообещающей завязкой в банальную, пусть и приятную, романтическую комедию о парне, на которого внезапно свалилась слава.
Елизавета Травка