«Птичий короб»:
не выходи из дома

Хоррор «Птичий короб», в котором героиня Сандры Буллок пытается выжить в постапокалиптическом мире с завязанными глазами, побил все рекорды по просмотрам на Netflix и породил флешмоб #BirdBoxChallenge: люди пытаются выполнять свои рутинные действия с повязкой на глазах. Разбираемся, настолько ли крут фильм.


«Птичий короб» - это экранизация одноименного романа Джоша Малермана и дебют оскароносной датчанки Сюзанны Бир («Месть»), в жанре хоррора.

Как это часто бывает в кино, наступает апокалипсис: Россию и Европу захлестывает волна самоубийств. Люди убивают себя, увидев нечто. Явление распространяется по миру с той же скоростью, с которой передаются сообщения в мессенджере, и вот уже в Америки люди ни с того ни с сего разбивают себе головы, бросаются под машины, режут себе глотки…

В это же время Мэлори (Сандра Буллок) ждет ребенка. Она современный художник, любит тишину и уединение, проводит дни в своей мастерской. Перспектива стать матерью, да еще и в одиночку воспитывать чадо, не очень ей нравится. Приходит сестра (Сара Полсон) и говорит: «Ну, чего ты совсем закисла? Айда прогуляемся». Как вы, возможно, догадались, на улице девушки станут свидетелями светопреставления. Сестра, увидев страшное нечто, прыгнет под ближайший автобус, а Мэлори придется выживать. Единственный способ спастись - держать повязку на глазах или прятаться в помещениях. А еще страшная зараза не берет птиц, и они сигнализируют об опасности.


Мэлори и еще несколько человек оказываются в доме пьющего мизантропа Дугласа (Джон Малкович). Компания пестрая: азиат, тусовщик, студентка полицейской академии, мужественный темнокожий, служивший в горячей точке, трусоватый темнокожий работник супермаркета, работающий над апокалиптическим романом (!), пожилая женщина. Как в «Зимовье зверей», они оказались в этом доме по воле случая, все видят друг друга в первый раз, у каждого свои тараканы в голове. Ситуация, знакомая нам по сотне фильмов.

Работа Сюзанны Бир отличается тем, что действие происходит в двух временных пластах: в вышеупомянутом и в будущем, где Мэлори в одиночку, с двумя малышами на руках, спасается от смертоносной дряни. Это не спойлер, если что, а открывающая сцена фильма. Задумка сценариста Эрика Хайсеррера (ремейк «Кошмара на улице Вязов») довольно рисковая: разорвать хоррор на два параллельных повествования и пытаться при этом сохранить саспенс в обоих случаях - как вести войну на два фронта.


Ресурсов нужно много, а они небезграничны. Поэтому «Птичий короб» проигрывает другому прошлогоднему ужастику «Тихое место» Джона Красински. Правила игры в фильмах похожи: в одном случае для выживания нужно вести себя максимально тихо, в другом - сохранять глаза закрытыми. Красински удалось сохранить связность повествования, не потерять напряжение, выдержать кульминацию, дать интересную развязку, Сюзанне Бир - к сожалению, нет. Стоит отдать должное автору сценария, который явно очень старался. Например, он ввел дополнительный усложняющий фактор: страшная невидимая зараза, на которую нельзя смотреть, не берет психов, и вот они разбредаются по миру, срывая повязки с нормальных людей, обрекая их на гибель. Не страшна зараза и откровенным маньякам, садистам, крайним социопатам. Хотелось бы, конечно, понять логику авторов фильма, какой посыл хотели до нас донести.

Вообще, если после просмотра хоррора ты не вздрагиваешь от каждого шороха, а начинаешь размышлять о концепциях, идейных посылах и морали, - верный признак, что у создателей что-то не получилось. Хотя, конечно, задумка интересная - этакая вывернутая наизнанку концепция вампирских фильмов. Только теперь от дневного света глаза прячут простые смертные.


Справедливости ради, создатели «Птичьего короба», пожалуй, явно запороли только последние десять минут фильма, затянув с душещипательностью и взяв для героини с ее чадами спасение откуда-то «с потолка». Несколько странное чувство вызывает спойлер самих авторов на свою же историю: раз в недалеком будущем спаслась только Мэлори и отпрыски, то в прошлом все ее товарищи по несчастью неизбежно погибнут, и мы только и делаем, что ждем, когда это произойдет, как и в какой последовательности.


Среди примечательных моментов «Птичьего короба» можно выделить, во-первых, роль Джона Малковича, который фактически клонировал себя из «После прочтения сжечь». Во-вторых - сцены в супермаркете, почти один в один напоминающие «Мглу», снятую по Кингу. В третьих - музыку участников Nine Inch Nails Трента Резнора и Аттикуса Росса. Кроме того, «Птичий короб» установил рекорд по просмотрам на Netflix: за первую неделю фильм посмотрели более чем с 45 миллионов аккаунтов. У картины уже появились многочисленные фанаты, интернет полнится роликами с людьми, пытающимися выполнять свои рутинные действия с завязанными глазами, и Сюзанна Бир в одном из интервью уже намекнула на сиквел.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/1mrjPl7Ijzs" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
16.01.2019