Альбомы ноября:
выбор «Афиши+»

Новые альбомы, которые мы слушали в минувшем ноябре.

Dead Can Dance
«Dionysus»


«Dionysus» - первый за шесть лет новый студийный альбом культового дуэта. В новой работе Брендан Перри и Лиза Джеррард обращаются к мифу о древнегреческом боге Дионисе, покровителе вина, театра и экстаза. Со слов Перри, прошлые альбомы Dead Can Dance лишь частично являлись концептуальными и только условно были объединены одной темой. Случай с «Dionysus» совершенно другой.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с альбомом, это его необычная форма. Тут нет привычного ряда песен, вся музыка разделена на два акта, в каждом из которых раскрывается история Диониса. Музыкально же «Dionysus» является ярким примером фирменного звучания Dead Can Dance: закольцованные, будто бы ритуальные, ритмические конструкции накладываются на эмбиентные синтезаторы, редкие вокальные выходы Джеррард и Перри, а также хоровые партии, благодаря чему некоторые песни на «Dionysus» звучат очень возвышенно.

Иногда между песнями можно услышать звуки природы, вроде гудения пчел или пения птиц. Все эти записи Перри делал самостоятельно во время своих путешествий по всему миру, от Новой Зеландии до Бразилии. При всей своей концептуальной сложности, «Dionysus» совсем не кажется затянутым, наоборот, он очень легко слушается и даже как-то неожиданно быстро заканчивается.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/7em5haBGxz4" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте
Слушать на Apple Music

The Smashing Pumpkins
«Shiny and Oh So Bright, Vol. 1 / LP: No Past. No Future. No Sun»


«Shiny and Oh So Bright» - долгожданный альбом героев альтернативного рока, для работы над которым к Билли Коргану примкнули участники классического состава The Smashing Pumpkins - гитарист Джеймс Айха и барабанщик Джимми Чемберлен. Такое в последний раз случалось еще в прошлом веке!

Правда, в записи альбома не участвовала басистка оригинального состава Д’Арси Рецки. Ее отсутствие Корган объясняет нежеланием Д’Арси идти на контакт. Тем не менее для поклонников группы выход альбома стал настоящим событием, ведь начиная с 2007 года Билли Корган менял участников группы чуть ли не каждые полгода, и далеко не каждый новый релиз The Smashing Pumpkins находил отклик у широкой публики.

После возобновления деятельности группы в 2007 году Корган сделал вместе с Джимми Чемберленом почти что хэви-металлический «Zeitgeist», после чего в который раз выгнал барабанщика из группы. В нынешнем десятилетии Корган записал с сессионными музыкантами альбомы «Oceania» (2012) и «Monuments To An Elegy» (2014), а также несколько странных EP, состоящих из ничем не примечательных и откровенно проходных песен.

Неизвестно, является ли воссоединение с Айхой и Чемберленом со стороны Коргана попыткой вернуть магию старых песен Pumpkins или просто ностальгическим актом в честь тридцатилетия группы. При прослушивании альбома верным кажется второй вариант, похоже, ждать новых «Mellon Collie And the Infinite Sadness» и «Adore» бесполезно. Но стоит отметить, что «Shiny and Oh So Bright» получилась ровной рок-пластинкой, в которой можно найти несколько любопытных треков - к примеру сингл «Silvery Sometimes» или «With Sympathy», которая может напомнить The Smashing Pumpkins периода «Machina/The Machines Of God», пожалуй, самого недооцененного альбома группы. Есть и пара рок-боевиков вроде «Solara» и «Marchin' On», которые точно понравятся тем, кто всегда ценил в музыке группы «металлическую» сторону.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/Pd9Z0JBtVUw" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

The Good, the Bad & the Queen
«Merrie Land»


The Good, the Bad & the Queen - это супергруппа, в состав которой входят фронтмен Blur Деймон Албарн, бас-гитарист The Clash Пол Симонон, гитарист The Verve Саймон Тонг и легендарный джазовый барабанщик Тони Аллен, который наряду с Фелой Кути считается одним из основателей жанра афробит.

Свой дебютный альбом музыканты выпустили в 2007 году, и он быстро приобрел культовый статус. Спустя несколько лет у многих появились подозрения, что The Good, the Bad & the Queen - это одноразовый проект, и их дебютная работа вполне может оказаться единственной: музыканты занимались другими проектами, перспективы продолжения совместной деятельности выглядели туманными.

Работу над «Merrie Land» группа начала в 2017 году вместе с продюсером Тони Висконти, в первую очередь известным по работе с Дэвидом Боуи. Висконти, собственно, и был первым, кто проговорился на эту тему, подчеркнув, что «новые песни получаются «великолепными». Эти новости не могли не радовать, но в то же время перед глазами стоял пример The Last Shadow Puppets, чей не менее культовый дебютник так не получил достойного продолжения, ограничившись просто хорошим «Everything You’ve Come To Expect». Случай The Good, the Bad & the Queen иной: «Merrie Land» в какой-то степени является еще более цельной и глубокой работой. Если дебют The Good, the Bad & the Queen был посвящением Лондону, то «Merrie Land», по словам Албарна, является одой провинциальной Англии, в частности, ее северу.

Первое, что хочется отметить на «Merrie Land», помимо прекрасных мелодий Албарна, которые он пишет уже почти 30 лет, и, похоже, не собирается останавливаться, - это почти что виртуозную игру Тони Аллена и Пола Симонона, ритм-секции группы. Их сложные партии могут напомнить игру в дженгу: иногда кажется, что сейчас вся эта сложная конструкция рухнет и сломается, но она не только продолжает быть устойчивой, так еще и выдерживает на себе многослойные партии клавишных, струнных и мерцающую гитару Тонга. Чтобы в этом убедиться, достаточно послушать «Nineteen Seventeen», «Lady Boston» или самую безумную песню на альбоме «The Last Man to Leave».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/mNsL85zOlyg" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

The 1975
«A Brief Inquiry into Online Relationships»


Многие критики называют третий лонгплей группы 1975 «A Brief Inquiry into Online Relationships» лучшим альбомом 2018 года. New Musical Express, Q Magazine и The Telegraph ставят новой работе британского квартета 100 баллов из 100. «Это „OK Computer“ поколения миллениалов», - подливает масла в огонь NME. В интервью музыканты не скрывали своих амбициозных намерений, отмечая, что главной темой их новой работы станут особенности современного общества и огромное влияние на него онлайн-сервисов и социальных сетей.

Самое очевидное, что выделяет «A Brief Inquiry into Online Relationships» - это большее количество рефлексии и личных переживаний, которые фронтмен Мэттью Хили вложил в свои тексты. По его словам, они должны напоминать личный дневник. Что касается музыкальной части, то в новых песнях стало больше экспериментов, что, безусловно, также выделяет новый альбом на фоне его предшественников.

Трек «How To Draw/Petrichor» обращает на себя внимание абстрактным электронным звуком, «Mine» - джазовыми духовыми, а пропитанная духом 80-х годов «Love It If We Made It» может напомнить взвинченную версию творчества The Blue Nile. «The Man Who Married A Robot/Love Theme», текст которой произносится голосовым помощником Siri, имеет очевидное сходство с «Fitter Happier» Radiohead. Несмотря на явную отсылку, стоит отметить, как сильно эти песни отличаются друг от друга: если в «Fitter Happier» описываются рутинные будни в реальной жизни, то «The Man Who Married A Robot/Love Theme» - история человека в виртуальном пространстве.

Все это делает «A Brief Inquiry into Online Relationships» самой сильной работой The 1975 на сегодняшний день и интересным высказыванием на тему современности. Тем не менее некоторые песни на альбоме мало чем отличаются от того, что делают большинство современных инди-поп- и инди-рок-групп. Из-за этого альбом кажется немного неровным, а в музыкальном плане даже предсказуемым.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/1K93ioXL63c" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

Anderson .Paak
«Oxnard»


Музыкальная карьера Андерсона Пака началась с того, что его уволили с мариахуановой фабрики. Именно это событие стало поворотным в судьбе одного из главных открытий альтернативного R&B последнего времени: буквально став бездомным, Андерсон твердо решил зарабатывать деньги музыкой. В 2013 году ему удалось привлечь внимание публики мини-альбомом «Cover Art», после чего его карьера быстро пошла в гору. Музыкант быстро дорос до коллаборации с Доктором Дре, который выступает на «Oxnard» в качестве продюсера.

С самых ранних работ музыка Андерсона отличалась тем, что он использовал преимущественно живые инструменты, отказываясь от использования электроники. Именно поэтому «Oxnard» больше замешан на классическом соуле и ритм-н-блюзе, нежели на современном синтетическом звуке. Вполне вероятно, что именно «Oxnard» выведет музыканта в лидеры альтернативного R&B и хип-хопа, в том числе благодаря гостям альбома, среди которых Кендрик Ламар, Снуп Догг, Pusha T и восходящая звезда нео-соула Кадья Бонет.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/u749Hi0gDVM" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Bryan Ferry
«Bitter-Sweet»


Шестнадцатый сольный альбом Брайана Ферри можно считать логичным продолжением его же пластинки «Jazz Age», вышедшей несколько лет назад. Тогда артист выбрал 13 песен из своей обширной дискографии и превратил их в инструментальные джазовые композиции.

Увлечение ретро-джазом у Ферри началось еще в конце 1990-х, когда он выпустил ставшую хитом пластинку «As Time Goes By», состоящую из его перепевок джазовых стандартов и старых эстрадных песен 1930-х годов. Вдохновением же для «Bitter-Sweet» послужило сотрудничество Ферри с Netflix над драмой «Вавилон-Берлин», для которой музыкант делал саундтрек. Эстетская и декадентская атмосфера Берлина 1920-х годов идеально подошла для Ферри, и ее можно легко уловить на «Bitter-Sweet».

На альбоме можно услышать регтайм, блюз, джаз, а помимо этого и прекрасную вокальную форму 73-летнего Ферри. Один из самых интересных моментов альбома - это новые версии хитов Roxy Music, группы, которая когда-то и дала старт музыкальной карьере Ферри. Слушая «While My Heart is Still Beating», «Sign of the Times» или «Dance Away», можно ясно представить какой была бы музыка, не случись с ней феномена поп-культуры.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/VKYg-i7Lhig" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

«ГШ»
"Польза"


Московский квартет Glintshake ярко заявил о себе в начале 2010-х благодаря шумному и максимально аутентичному инди-року в духе The Breeders или Sonic Youth. Но в 2016 году группа сделала резкий стилистический поворот: поменяла название на «ГШ», перешла в своих песнях на русский язык и выпустила альбом «ОЭЩ МАГЗИУ», сильно отличающийся от их прежнего творчества.

Если на своей предыдущей студийной работе коллектив обращался за вдохновением к стихам Хлебникова и визуальной эстетике русского авангарда, то на «Пользе» источником новых идей служит современность: в текстах новых песен фигурируют фразы из рекламных буклетов и холодных звонков, а обложка и клип на первый сингл к альбому «Симпатичный мужчина» явно вдохновлены программой благоустройства «Моя улица».

Гитарист и автор текстов группы Евгения Горбунова рассказывает: «Альбом вырос из активного взаимодействия всех участников группы. Большая часть материала появилась из джемов, которые мы старательно записывали на диктофон, а потом разбирали заново и додумывали структуры». И это заметно при прослушивании «Пользы»: большинство песен тут имеют продолжительные инструментальные фрагменты, с авангардными духовыми и диссонансными гитарными партиями. Сравнивая «Пользу» с «ОЭЩ МАГЗИУ», стоит признать, что новый альбом получился более лаконичным, стилистически и концептуально более выдержанным. А еще более непредсказуемым, слабо вписывающимся как в западные, так и в отечественные тренды.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/6TBvCcRRfVU" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

Esben and the Witch
«Nowhere»


Английское трио продолжает на «Nowhere» тот же путь, который обозначили на своем прошлом альбоме «Older Terrors». Начавшие когда-то с шумного постпанка, несколько лет назад Esben and the Witch открыли в себе талант к сочинению медленных и мрачных песен, в которых стало гораздо больше постметала и построка, чем можно было бы от них них ожидать.

Новые Esben and the Witch - это утопленный в глубоком эхе тяжелый гитарный звук и медленные готические баллады, из которых размеренно сочится безысходность. В открывающей альбом «A Desire for Light» звучание группы можно было бы описать как «Deftones играющие что-то из The Cure времен „Pornography“». Шесть песен на «Nowhere» можно разделить на две категории - «громко и очень мрачно» и «тихо, а потом очень громко». К последней категории можно отнести лучший трек с альбома «The Unspoiled», в котором музыканты на протяжении 6 минут не меняют монотонного ритма. В общем и целом, несмотря на свою специфичность, «Nowhere» - красивая и атмосферная запись, которую можно рекомендовать широкому кругу слушателей (особенно в это время года).

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/Kp9py7gKRwM" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

Long Arm
«Darkly»


Long Arm - это 34-летний музыкант из Санкт-Петербурга Георгий Котунов, на протяжении уже многих лет активно экспериментирующий в области негромкой и, что называется, интеллигентной электроники. По словам музыканта, одно из самых сильных музыкальных впечатлений он получил еще в достаточно юном возрасте, увидев живой dj-перфоманс, а спустя годы, наткнувшись на записи Kid Koala и Bonobo, окончательно определился со своими музыкальными взглядами. «Darkly» является его третьим полноформатным альбомом, и на нем музыкант продолжает развивать идеи своих первых двух работ.

Изначально музыкант планировал записать альбом, который состоял бы только из небольших фортепианных пьес, но в итоге музыка на «Darkly» обросла большим количеством инструментов - от акустической гитары до шуршащей электронной перкуссии. Неторопливый темп и меланхоличное настроение не меняется на протяжении всего альбома, который длится чуть больше часа и может показаться чересчур продолжительным.

Под нежные звуки умиротворенных треков Long Arm легко заснуть, причем то ли от атмосферы спокойствия, царящей на пластинке, то ли от банальной скуки. Любители жанра, вне всяких сомнений, отметят «Darkly», но случайный слушатель, решивший включить альбом по дороге домой, рискует пропустить свою остановку.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/Q-DUvTSZaT4" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music


Сергей Науменко
07.12.2018