«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»: прощай, оружие

Посмотрели фильм Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», один из главных претендентов на премию «Оскар» в этом году. Делимся впечатлениями.


1 февраля в прокат вышел фильм Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», один из главных претендентов на премию «Оскар», награжденный призом за лучший сценарий в Венеции, получивший четыре «Золотых глобуса» - как лучший драматический фильм, а также за лучший сценарий, лучшую женскую роль (Фрэнсис Макдорманд) и лучшую мужскую роль второго плана (Сэм Рокуэлл) плюс главный приз Гильдии киноактеров США.

Вымышленный Эббинг - типичное захолустье на юге США, бок о бок с местами, некогда называвшимися Диким Западом. Тот самый городок, где все друг про друга знают, где дом не закрывают на ключ и где еще осталась привычка решать свои проблемы без участия закона. Однако и уважение к нему присутствует. Вообще вся драматургия фильма без исключений построена на этом «да, но…» или «конечно, это так, однако…».


Милдред Хейс (Фрэнсис Макдорманд) лишилась дочери год назад. Изнасилование и убийство. За это время дело ни на йоту не продвинулось - убийцы не найдены. Отчаявшись искать правды у правосудия, она решает действовать самостоятельно. Женщина арендует три рекламных щита на богом забытой трассе (аппендиксе основной магистрали), где пишет черным по красному о бездействии властей, в частности - шерифа Уиллаби (Вуди Харрельсон). Как и любая глубинка, Эббинг начинает бурлить, раскаляться от реакций на поступок…


Наружу вылезает сотня правд и резонов. Уважаемый всеми шериф Уиллаби (Вуди Харрельсон), которому вменяется бездействие, смертельно болен. Он не против помочь, но как никто другой осознает границы своих возможностей. Сын Милдред, не оправившийся от потери сестры, недоволен тем, что мать выносит сор из избы, представляя трагедию на всеобщее обозрение. Диксон, коп, симпатизирующий Уиллаби (Сэм Рокуэлл), «наезжает» на рекламщика, сдавшего в аренду щиты и на саму Милдред. А сам при этом под пятой матери-алкоголички. Доходит до того, что ряд обывателей записывают Милдред в личные враги. Кто-то косо смотрит, а кто-то начинает пакостить, используя должностные полномочия. Даже бывший муж, ушедший к молодухе, не жалеет времени на то, чтобы приехать и учинить скандал. Но Милдред терять нечего, и она намерена стоять до последнего; жажда справедливости, отмщения, приобретает характер идеи фикс. Градус напряжения растет, причем и в прямом смысле: огня в фильме с избытком, он здесь один из главных персонажей.


Если в предыдущих фильмах Макдонаха тема смерти и потери осмыслялась через обезболивающую иронию, а то и через переворачивающий все с ног на голову постмодерн, апогеем чего стали «Семь психопатов», то в новой драме отступать некуда. Можно назвать это новым уровнем зрелости художника. Все герои - и зритель вместе с ними - прижаты к стенке, оставлены наедине, лицом к лицу с неудобной правдой.

В фильме, как и в жизни, нет ни одного персонажа, олицетворяющего добро или зло. Но есть сильные (хоть гвозди из них делай), как Милдред, совестливые как Уиллаби, слабовольные, но честолюбивые как Диксон. Невозможно представить, чтобы подобная история развернулась в мегаполисе. Мартин Макдонах - изначально театральный режиссер, и у него есть тяга к компактным герметичным пространствам. Вот и Эббинг выглядит как сцена. Даже рекламное агентство расположено аккурат напротив полицейского участка. Важнейшую роль здесь, как и в случае с «Фарго» или «Твин Пикс», играет природа, на фоне которой и стоят биллборды.


Актеры в «Трех биллбордах» играют так, будто бы всю жизнь прожили в этом городке и пропитались его духом, успели друг друга тысячу раз простить и проклясть. Роль Милдред для Макдорманд - своего рода квинтэссенция всех сильных женских персонажей, сыгранных ею до этого. Можно напрочь забыть, что Макдонах вообще-то не американец, ведь он снял настоящую американскую историю, без примеси «взгляда со стороны». Но снял ее так, как мы еще не видели. Сценарий проработан до мелочей, нет ни одного провисающего момента.

Неизвестно, намеренно или нет, Макдонах дал главной героине фамилию Хейс, созвучную фамилии автора кодекса Хейса, ограничивающего сцены насилия и секса в голливудском кино 1930−50-х годов. Кричащий поступок Милдред (неожиданно даже для нее самой) в конечном итоге становится началом конца насилия. Прощай, оружие.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/s-A0NmboAzo?showinfo=0" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
02.02.2018