«Форма воды»:
формула любви

Посмотрели новый фильм Гильермо Дель Торо «Форма воды», являющийся главным претендентом на премию «Оскар» в этом году (шутка ли - 13 номинаций!). Делимся впечатлениями.


«Форма воды» Гильермо Дель Торо - первая за семь лет англоязычная картина, выигравшая «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. В позапрошлом году «Багровый пик» того же Дель Торо в Венеции отвергли, ссылаясь на то, что это якобы хоррор, а не арт-кино. Теперь все стало на свои места. Кажется, это неслучайно.

Действие «Формы воды» происходит в 1962 году, в самый разгар холодной войны, в период, предшествовавший краху американской мечты, когда американцы предпочитали не смотреть в глаза накопившимся проблемам и верили в наступление золотого века (не хуже жителей СССР, веривших, что к 1980 году мы придем к коммунизму).


Элайза Эспозито (Салли Хокинс из «Паддингтона» и «Беззаботной» Майка Ли) - уборщица в секретной лаборатории. Она нема из-за детской травмы и тотально одинока. Питает чувства к соседу-художнику Джайлсу (Ричард Дженкинс) и с ним по вечерам смотрит старые мюзиклы. А он влюблен в бармена из соседней забегаловки, где покупает лаймовый пирог, который и он сам, и Элайза терпеть не могут. Он делает это только затем, чтобы понравиться бармену.

У Элайзы есть коллега-подруга - разбитная негритянка Зельда (Октавия Спенсер), любящая мужа, но не получающая от него взаимного тепла. Все центральные персонажи одиноки, беззащитны и хотят любви. Неслучайно фильм называется «Форма воды», поскольку вода здесь как синоним любви. У нее нет четких очертаний, берегов, она приобретает форму того, в кого человек влюблен. И формула этой воды - не H2O, а «я тебя люблю».


Для Элайзы этой водой-любовью становится Ихтиандр (Даг Джонс, игравший и в «Лабиринте Фавна»), над которым в лаборатории ставятся опыты. По мнению агента Стрикланда (Майкл Шеннон), это существо омерзительно, и может принести пользу лишь в том случае, если его уникальные свойства можно будет использовать для создания секретного оружия против СССР. Стрикланд женат, но его спутница больше напоминает образ жены из рекламы. Он вожделеет Элайзу, видя в ней то настоящее, которого ему не хватает в жизни. А для нашей героини Ихтиандр становится самым прекрасным на свете, полной противоположностью всего, что она не любит в этом мире.


Можно вспомнить «Окчу» Пон Чжу Хо, где девочка спасала от людей экспериментальную свинью, в которой нашла друга. «Форма воды» - более масштабный и проработанный замысел: Дель Торо начал работать над фильмом еще в 2011 году, и одна только работа над костюмом Ихтиандра заняла у него 9 месяцев.

Фильм новаторский во многих отношениях. Во-первых, вся атмосфера фильма создает ощущение, будто действие происходит под водой. Преобладание зеленого одновременно отсылает и к сказке, и к какому-нибудь неонуару или стильному шпионскому боевику. Практически всегда монстр, со времен Дракулы, Носферату, Человека-волка и Франкенштейна, являлся олицетворением общественных страхов и не мог быть положительным героем. Там действовала «форма страха», «формула ужаса». А уж если мог, то никаких любовных отношений с земной девушкой, пока не превратится в принца! Ихтиандр в лав стори у Дель Торо такой, какой есть, и другим не будет. Но сцена плотской любви здесь не выглядит трансгрессивной - настолько все трогательно, искренне и нежно.


А такие персонажи как Стрикланд, в американском кинематографе 50-х (например, в картине «Твари из Черной лагуны», хите времен противостояния двух сверхдержав) были положительными героями, борцами с хаосом, иррациональностью, вторжением извне. Стрикланд истязает Амфибию, не веря, что существо способно страдать. Он же убивает советских агентов, несмотря на их стремление пойти навстречу, потому что для него все застит образ врага, недалеко ушедший от образа «мерзкой твари».

Символично, что гнить агент начинает не с головы, а с пальцев (отхваченных Ихтиандром и неудачно пришитых врачами), с пальцев, которыми он указывал, кому и как жить. Что есть добро и что - зло. Где враг и где - друг.

Еще один новаторский момент - образ русских. Именно советские агенты (один из них носит фамилию Михалков) проявляют чудеса здравомыслия, хотя, по давней традиции, продолжают говорить на забавном ломаном русском.


Гильермо Дель Торо утверждает, что фильм рассказывает не только о тех временах, когда рухнула американская мечта, замаячил Вьетнам и обнажились нерешенные проблемы. Эта история апеллирует и к нашему времени, когда мир находится на новом витке агрессии. Когда образ врага застит глаза, когда так легко навешиваются ярлыки, особенно на представителей других стран, культур и политических течений. Режиссер не открывает новых америк, он, как и сто, и двести лет назад, говорит, что любовь спасет мир. Даже если у нее нет голоса, она найдет способ об этом сказать, как нашел его Гильермо Дель Торо во времена, когда «все придумано до нас».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/_fbbtPePJgo?showinfo=0" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
06.02.2018