«Звездные войны: последние джедаи»: все решают женщины

В разгаре прокат новой части «Звездных войн» - самой известной франшизы на планете. Восьмой эпизод, получивший название «Последние джедаи», снял Райан Джонсон, между прочим, лауреат «Сандэнса», то есть выходец из независимого американского кино. Очень осторожно, дабы не оскорбить чувств фанатов, пытаемся оценить результат.


Даже не будучи ярым поклонником эпопеи, нельзя не заметить, что Джонсон очень деликатно подошел к задаче. Несмотря на то, что режиссер привнес в новую часть много своего, он не забыл и подмигнуть предыдущим частям. Все традиционные составляющие «Звездных войн» здесь на месте. Это примерно как Новый год, в котором присутствуют неизменные мандарины, оливье, шампанское, «Ирония судьбы», но имеется и явный привкус новизны. Мастер Йода (точнее, его призрак), журящий упадничество Люка Скайуокера, осуждающий его за боязнь собственных ошибок, а значит и жизни, рык Чубакки, попискивание R2D2, космические корабли, поданные здесь с некоторой иронией над их такой родной игрушечностью, кубриковский красный цвет, напоминающий, что все мы вышли из «Одиссеи 2001», неизменные дискуссии о двойственности Силы (темная здесь все же преобладает), музыка Джона Уильямса, делающая любой эпизод эпическим, - пожалуй, вот они неизменные традиции.


Но если сравнивать второй эпизод новой трилогии с предыдущими семью частями, то у Джонсона, при общем преобладании мрачного (или скорее стоического) настроения, явно больше юмора и драйва. Ну и, конечно, в новых «Звездных войнах» нельзя не заметить феминистского даже не подтекста, а прямого текста. Принцесса Лея (последняя роль Керри Фишер) явно сообразительнее и расторопнее мужских персонажей. Готова к самопожертвованию благородная женщина-стрелок из сопротивления в исполнении вьетнамки Вероники Нго.


Если в предыдущем эпизоде франшиза только начала становиться «женской», то появление в восьмом эпизоде суперкрутого адмирала Эмилин Холд в исполнении Лоры Дерн, любимой актрисы Дэвида Линча - это даже не еще один довод, а символическая констатация факта. Этот мир уже никогда не будет прежним, о чем настойчиво и свидетельствуют «Последние джедаи». Одна из главных тем восьмого эпизода - это упадок мужского мира (сомнения, трусость, эскапизм и т. д.) и выход на историческую авансцену женщин, героических, изобретательных, способных к самопожертвованию. Правда, есть и один яркий новый мужской персонаж - авантюрист и прощелыга DJ в исполнении Бенисио дель Торо.


Из прочих новаторств стоит отметить весьма разнообразный животный мир восьмого эпизода. Милые и навязчивые лемуроподобные зверюшки, которыми Чубакка пробует питаться, после чего всю дорогу испытывает чувство вины, чуть ли не обращаясь в веганство. Зверюшки, очень напоминающие песцов, с шерстью из хрусталя (сразу вспоминаются перлы из «Валериана и города тысячи планет»).


Отдельного разговора, несомненно, заслуживает Адам Драйвер. Его Кайло Рэн - самый яркий и обаятельный злодей за долгое время существования франшизы. Безжалостный, но при этом все время сомневающийся. Нигилист, призывающий отринуть весь установившийся ранее порядок и равновесие между темной и светлой стороной. В какой-то мере он индивидуалист и как бы говорит: «Чума на оба ваши дома». Кажется, что его якобы метания между светлой и темной стороной - не более чем плохо завуалированная лавстори с Рей (Дейзи Ридли).


Как мы все, наверное, помним, седьмой эпизод заканчивается на том, что Рей прибывает на планету Ahch-To, которая находится «далеко-далеко, на задворках Галактики», с целью перенять мудрость у совсем отошедшего от мирских дел Люка Скайуокера. Несмотря на свою тормознутость, Рей быстро усваивает науку Силы и и вскоре уже способна противостоять самому Кайло Рэну. Тот явно удивлен и почти готов предложить ей руку и сердце…


Нужно отдать должное Джонсону, его часть получилась довольно философской (думаем, Рэндалу из «Клерков» тут было бы что обсудить). Во-первых, по версии Джонсона темная сторона есть во всем, и все к ней хотя бы бессознательно тяготеют (таким образом, манихейская концепция предыдущих частей ставится немного под сомнение), почти каждый из героев так или иначе к ней приобщается. Рей преследует непреодолимая тяга к падению (если выражаться в духе «Невыносимой легкости бытия»), что чрезвычайно пугает Люка Скайуокера. Сам он явно разочарован в джедаях и вменяет им в вину появление Дарта Сидиуса, создателя Империи, а также упущение из виду Дарта Вейдера, окрепшего и принявшего темную сторону на их глазах.

Затрагиваются и такие темы, как взаимопроникновение тоталитаризма и демократии (идеальный рецепт бессмертия Империи), коррупция, торговля оружием и, конечно же, проблема отцов и детей - куда же без нее.

Стоит отметить насыщенность фильма событиями и постоянным использованием параллельного действия. В общем и целом развиваются три сюжетные линии, благодаря чему два с половиной часа совсем не обременительны, а напротив, - представляют собой шикарный аттракцион.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/2xCn8KL_rPE?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
21.12.2017