«Собибор»: заполнение лакуны

Наша рецензия на режиссерский дебют Константина Хабенского «Собибор».


«Собибор» интересен хотя бы потому, что является режиссерским дебютом Константина Хабенского. А вообще, причин посмотреть его предостаточно.

Эта работа - заполнение определенной лакуны в российском кино. Историю единственного успешного побега из лагеря смерти, да и вообще какую-либо историю о концлагере, никто из наших соотечественников в игровом кино до сей поры не воплощал. Есть лишь советско-голландская документалка «Восстание в Собиборе», вышедшая в 1989 году. Также восстанию узников, которое возглавил лейтенант Красной армии Александр Аронович Печерский, посвящена глава «Черной книги», составленной Ильей Эренбургом и Василием Гроссманом, чудом не сгинувшей во времена борьбы с космополитизмом и всплывшей только в 2005 году.

В зарубежном кинопроизводстве эта тема более востребована. В 1987 году британец Джек Голд сделал для телевидения фильм по книге Ричарда Рашке «Побег из Собибора», в 2001 году в Канне показали документальную работу француза Клода Ланцманна «Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов», а уже в нынешнем году документалист из Нидерландов Марк Лимбург снял фильм «Раскопанный Собибор».


Другой вопрос - насколько картину Хабенского можно считать отечественной. Во-первых, это международный проект с мировыми звёздами. Во-вторых, в отсутствие отечественного киноконтекста он целиком соткан из отсылок к мировым фильмам - от «Списка Шиндлера» до «Бесславных ублюдков» или какого-нибудь «Хостела». Слабым местом «Собибора» является как раз жанровая мешанина, не позволяющая нам настроиться на определенный лад. Поэтому очевидное сравнение с «Сыном Саула» Ласло Немеша окажется не в пользу «Собибора».

Сначала нас настраивают на военную драму в духе Спилберга, затем начинается «Сын Саула», далее зрителя ждёт натуралистичный до тошноты триллер. То, что отлично бы смотрелось в картине жанра gore, здесь кажется излишним. Известно, что избыток насилия на экране может вызывать не только отталкивающий, но и комический эффект. Здесь этого, слава богу, не происходит, но цельность восприятия все равно слегка нарушается.


Среди нацистов нет сложных характеров, они воплощение нерефлексирующего зла, разве что подспудно предчувствующего, что за всё придется платить. Тот, у кого промелькивает хоть какая-то искорка неубедительного самооправдания, пеняет на несчастную любовь: «Еврейка не ответила взаимностью». Другой и вовсе кивает на то, как бедна его мать и как ей придутся ко двору вещички, оставшиеся от евреев. В целом же они плоские, ни в чем не сомневающиеся, машины для убийства. По мнению многих, это давно ушедший в прошлое тренд.

Неплохо проработанный драматургически, «Собибор» состоит из ряда эффектных сцен - они и запоминаются больше всего. Важнейшая из них будто бы отсылает к фильму «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини: ужасная попойка эсэсовцев производит не менее отталкивающее впечатление, чем децимация, проведенная среди заключенных с целью профилактики побегов, итог которой тысячи живых душ.


Да, тут масса ярких персонажей: и Печерский (Константин Хабенский), и его антагонист Френцель (Кристофер Ламберт), и другие герои, воплощенные австрийцем Вольфгангом Черны («Миссия невыполнима: Племя изгоев»), швейцарцем Филиппом Рейнхардтом («Сталинград», «Матч»), немцами Дирком Мартенсом («Эквилибриум», «Заговор»), Максимилианом Дирром («Корона», «Лучшее предложение»), Михалиной Ольшанской («Матильда») и т. д.

Но временами кажется, что сам «Собибор» - не просто адские декорации, на фоне которых разворачивается битва между добром и злом, а идеально сконструированный монстр, борющийся со своей зловещей природой. Скрупулезно воссозданный художниками и строителями в соответствии с реальными чертежами, он временами обращает на себя больше внимания, чем живые люди. Будто бы спасшиеся, вырвавшиеся за пределы фабрики смерти - стон, рвущийся из его груди. Сделанный из камня и железа, как обычные жилища, он словно недоумевает, что пошло не так, почему люди вместо жилища или хлебопекарни построили душегубку для других людей.

<iframe src="https://www.youtube.com/embed/Yn0MIA7Q2uQ?showinfo=0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen="" width="740" height="416" frameborder="0"></iframe>


Ярослав Солонин
23.05.2018