«Белый колодец - 2017»:
все в Исландию к Виктору!

В минувшую субботу Платоновфест в третий раз провел однодневный опен-эйр «Музыка мира в Белом колодце».


«Белому колодцу» второй год не везет с погодой, тем не менее пляж у озера был заполнен людьми, которые явно учли опыт прошлого года и пришли с ног до головы упрятанные в дождевики, пледы и резиновые сапоги. Кажется, самое время организаторам задуматься о переносе фестиваля на более поздние сроки. Глядишь, и потеплее будет, и студенты после сессии подтянутся. Ведь, как известно, во всем мире именно молодые люди являются целевой аудиторией подобного рода мероприятий.


Первым на сцену «Белого колодца» поднялся норвежский дуэт ARVVAS, который соединяет в своем творчестве элементы джаза с йойком, традиционным саамским горловым пением. Мужская половина дуэта, контрабасист Стейнар Ракнес с внешностью телеведущего Андрея Беднякова, выводил свои джазово-блюзовые истории в манере то ли Тома Уэйтса, то ли Марка Ланегана, которые каким-то непостижимым образом вполне гармонично переплетались с йойк-запевами вокалистки Сары Мариэль Гауп. На следующий день дуэт выступил на Советской площади, где разбавил свой сет-лист кавер-версией «Personal Jesus» Depeche Mode.


Следом за норвежцами на фестивальной сцене появилась гамбийская красавица Сона Джобарте, мастер игры на африканской коре, с которой постоянные зрители «Музыки мира» знакомы благодаря прошлогоднему выступлению дуэта Сейку Кояте и Джо Дрисколла. Инструмент, который, очевидно, не привык к таким низким температурам, постоянно расстраивался, но это не помешало исполнительнице расположить к себе публику. «Еще, еще», - скандировали зрители около сцены (правда, об этом их предварительно попросил голос из динамиков).


Сона родом из Гамбии, но родилась и выросла в Лондоне, поэтому в ее творчестве ощущаются не только коренные африканские мотивы, но и сильное влияние европейской и американской джазовой школы. Ее голос можно услышать в саундтреке к фильму «Долгая дорога к свободе» о жизни Нельсона Манделы, песню к которому также записали U2.


«Привет, мы из Исландии!», - хедлайнеры фестиваля, группа Hjaltalín, начали свое выступление без лишних предисловий. В то же мгновение зрители «Белого колодца» оказались в плену у первосортного европейского инди-попа. Погода была на стороне исландцев: температура воздуха явно подходила к их музыке гораздо больше, чем к жарким африканским ритмам. Несмотря на технические проблемы в начале выступления, Hjaltalín очень уверенно чувствовали себя на сцене «Белого колодца». «Это часть представления», - пошутил фронтмен группы бородатый красавец Хёгни Эгельссон, когда на сцене пропал свет.


Хёгни, кстати, также известен как самый колоритный участник знаменитого исландского электронного коллектива GusGus. Музыка его собственного детища Hjaltalín довольно эклектична, и за время существования группы претерпела значительные изменения, связанные, как многие считают, с приглашением Эгельссона в GusGus. Последние два релиза коллектива - это изящная смесь фолктроники и барокко-попа, в которой электронные биты и шумы изящно переплетаются с акустикой. В рецензиях на альбом «Enter 4» некоторые критики вспомнили ни много ни мало Radiohead и их пластинку «In Rainbows».


«Приезжайте к нам в Исландию, у Виктора (скрипач группы - прим. ред.) большой дом!» - продемонстрировал исландское гостеприимство Эгельссон. Такое милое приглашение не могло не остаться без внимания. «У Виктора дом большой, все сможем вписаться», - шутили в соцсетях зрители «Белого колодца» после фестиваля.


Завершился фестиваль выступлением японки Майи Бару, живущей и работающей во Франции. Девушка буквально выскочила на сцену, обрушив на зрителей «Белого колодца» свой фирменный j-dance, который, как и все японское, был и странен, и прекрасен одновременно. Майя охотно демонстрировала свое умение одновременно играть на флейте и петь, кричала в мегафон и прыгала по сцене, так что в считанные минуты раскачала замерзшую публику.



Роман Дранников
Фотографии Евгении Небольсиной
12.06.2017