Месса мира «Вооруженный человек»: рекордный масштаб

Пять хоров и симфонический оркестр - в общей сложности около 200 человек приняли участие в исполнении Мессы мира «Вооруженный человек» Карла Дженкинса в рамках VII Международного Платоновского фестиваля.


13 июня в концертном зале Event-Hall Сити-парка «Град» состоялось, возможно, самое масштабное мероприятие из всех, что проходили в рамках Платоновского фестиваля в закрытых помещениях. Пять хоров, симфонический оркестр, двое солистов и дирижер - на сцене одновременно находилось около двухсот человек. Исполнялось сочинение британского композитора Карла Дженкинса под названием Месса мира «Вооруженный человек».


Выглядело символичным, что такое мощное сочинение антивоенной направленности прозвучит в Воронеже именно в этот день. 13 июня для Воронежа - особая дата. Ровно 75 лет назад, в июне 1942 года, город потрясла дикая трагедия - на Сад пионеров, где шел детский праздник, немецкий самолет сбросил бомбу. Погибли десятки детей (по мнению историков, фигурирующая во многих источниках цифра в 300 погибших сильно завышена), было много раненых. Город вскипел ненавистью к врагу и в период оккупации, который начался 7 июля того же года, противостоял захватчикам с особой яростью. За что был практически сровнен с землей.


Во время исполнения Мессы мира на экранах концертного зала шел видеоряд. Все документальное - солдаты, марши, руины, слезы, голод, убийства… Трупы. Французский автор видео Дидье Лельевр явно перестарался. Он насытил свою работу такими ужасами, что они перестали давать нужный эффект. Не помогали, а мешали, то отвлекая на себя внимание от музыки, то заставляя задаваться вопросами - зачем все это? Мы пришли слушать музыку, уместно ли все это показывать здесь и сейчас? Разрушенного Воронежа на этом видео, естественно, не было. Да и России, по сути, не было, если не считать двухсекундного появления в кадре Мстислава Ростроповича.


Композитор сработал явно лучше. Нет, шедевром его сочинение назвать трудно, но по крайней мере, в нем было все понятно. Иногда даже чересчур понятно: музыка временами казалась слишком простой, казалось, автору немного не хватило идей. С другой стороны Дженкинс, сочиняя это произведение, изначально не ставил себе никаких высоких планок, а лишь выполнял заказ музея из английского Лидса. В его мессе слились воедино три мировые религии - христианство (в его католическом облике), иудаизм и ислам. Типичные для мессы разделы Kyrie eleison или Agnus Dei чередуются с мусульманскими и иудейскими песнопениями, а в качестве обрамления использована французская песня эпохи Возрождения «Вооруженный человек», которая и дала название всему сочинению. В общем и целом сочинение настраивает скорее на молитвенный лад, хотя в нем достаточно и маршевости, и воинственности.


Кто заслужил аплодисментов в этот вечер, так это музыканты - Государственный камерный хор Республики Татарстан под управлением Миляуши Таминдаровой, Тамбовский камерный хор им. Рахманинова п/у Владимира Козлякова, Липецкий камерный хор п/у Игоря Цилина, Мужской хор Воронежского концертного зала «Русский формат» п/у Серафима Дубанова, хор Воронежского театра оперы и балета п/у Ольги Щербань, Симфонический оркестр Воронежского концертного зала п/у Юрия Андросова, солисты Ксения Романова (сопрано) и Рушан Шайбеков (тенор), и наконец французский дирижер Жан Деруайе.


Трудно представить, что этот огромный организм из двухсот человек был собран всего за две репетиции. Конечно, мы знаем, что у каждого из коллективов было достаточно времени, чтобы выучить и вжиться в свои партии, а для «Русского формата» и хора из Казани этот материал и вовсе «обкатанный»: они уже несколько раз в содружестве с другими хорами исполняли «Вооруженного человека» на концертах. Тем не менее сложилось ощущение, что сводный коллектив чувствует себя в этой музыке, как рыба в воде. Этому феномену дает объяснение Миляуша Таминдарова:

- Как приятно, что вокально мы одновекторно направлены! Мы открыли партитуры и запели сразу. Вот я товарища знаю полчаса (показывает на Владимира Козлякова - прим. ред.), но я уже понимаю, что он мой товарищ и брат, потому что два наших хора садятся и поют так, будто всю жизнь пели вместе. С другой стороны, само сочинение по материалу нетрудное, но очень эффектное и мощное, оно по плечу самодеятельным коллективам, детским, это не что-то запредельное, не Малер.


Руководитель коллектива из Казани вообще произвела на пресс-конференции крайне благоприятное впечатление. Она, казалось, была готова общаться бесконечно, причем слушать ее было одно удовольствие. Поэтому позволим себе завершить наш рассказ примечательной, на наш взгляд, цитатой из речи Миляуши Таминдаровой: «И Воронеж, и Казань - это культурная провинция. Высококультурная провинция!»



Кирилл Радин
Фотографии Андрея Парфенова и Дарьи Кобзаренко
14.06.2017