Vision Quartet: молодость, мастерство и глубина

Это был наглядный пример того, как в одном человеке могут сосуществовать молодость, мастерство и глубина. Точнее, не в одном, а в каждом из четверых. 4 июня на сцене Воронежской филармонии выступил великолепный Vision Quartet из Германии.


На первый взгляд они кажутся попсовым бойз-бендом: молодые, симпатичные, улыбчивые, обаятельные, современно одетые и красиво причесанные. Сразу вспоминается фото квартета, на котором двое из музыкантов запечатлены в прыжке и даже вроде бы играют в этот момент - один на скрипке, второй на альте. Типичная попса! Ваш покорный слуга, будучи обуреваем определенным скепсисом в отношении этого ансамбля, задал вопрос ребятам о той фотосессии - о чем, мол, можно еще с этими красавчиками разговаривать?

- Было очень просто: мы играли, а потом подпрыгнули, и фотограф запечатлел это, - ответил вторая скрипка Даниэль Штолль.

- Неправда, мы до этого раз десять прыгали, чтобы получилась нормальная фотография, - со смехом поправил альтист Зандер Штюарт. - Несмотря на то, что для музыкальных инструментов такие вещи представляют собой некоторый риск, все закончилось хорошо.


Когда они заиграли на открытой репетиции Квартет № 3 Белы Бартока возникло удивление, которое в дальнейшем сменилось восторгом: ух ты, а они неплохо играют! Да даже очень хорошо играют! Да просто здорово! Боже мой, какие молодцы! Какое взаимопонимание, как они едины в этом движении, в этих сложнейших ритмических рисунках, акцентах, паузах, в атаке звука, в этой насыщенной контрастами динамике! Как все четко, понятно и выпукло! Полное ощущение, что играет один инструмент, единство - даже на тембральном уровне! И как при этом от них веет жизнью!..


В этом квартете сидит только виолончелист. Остальные практически свободны в своих перемещениях по сцене, что, конечно же, визуально добавляет «воздуха» в их выступление. Вся музыка исполняется наизусть, чтобы не было на сцене пультов с нотами, которые часто отгораживают музыканта от публики. Максимальная мобильность, максимальная открытость, контакт со зрителем. Надо ли с учетом всего этого спрашивать, почему квартет так называется?

- Сейчас привычна ситуация, когда при выходе музыкантов на сцену никто не обращает внимания, как чисто визуально выглядит их выступление. Мы хотели бы донести до зрителя, что эта составляющая столь же важна, как и музыкальная сторона концерта, - поясняет первая скрипка Якоб Энке.


После Квартета Бартока, «Пяти пьес для струнного квартета» Шульгофа и Квартета Шубарта «Смерть и девушка» Vision Quartet исполнил на бис собственную музыку, в которой скрипки и альт вдруг стали гитарами, а виолончелист Леонард Диссельхорст придал своему инструменту звучание джазового контрабаса. Если вам не выпала удача услышать их «Самбу» вживую, насладитесь этой конфеткой в записи.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/-YvycCx8vvE?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>


Кирилл Радин
Фотографии Андрея Парфенова
06.06.2017