БСО имени Чайковского: «Для нас большая честь присутствовать здесь»

6 июня в Театре оперы и балета в рамках Платоновского фестиваля выступил Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Прозвучали три фрагмента из музыки к кинофильму «Пять дней - пять ночей» Дмитрия Шостаковича, его же Концерт № 1 для виолончели с оркестром (солист - Борис Андрианов) и музыка из балета «Весна священная» Игоря Стравинского.


На пресс-конференции перед пишущей братией предстали художественный руководитель и главный дирижер оркестра, живая легенда Владимир Федосеев и его супруга, сподвижница и соратница, музыковед Ольга Доброхотова. Они рассказали о жизни оркестра, о ее творческой стороне, о гастрольной жизни, о закулисье, коснулись культурной жизни в целом и сделали массу комплиментов Воронежу и Платоновскому фестивалю в частности.

«Я считаю, что сейчас вся культура поднимается изнутри России, не в столицах, - говорит Владимир Федосеев. - Так называемые малые города дышат культурой, этим же духом живем и мы. Мы приехали к вам с большой радостью и благодарностью за то, что нас хотят здесь видеть. У вас очень известный фестиваль. Для нас большая честь присутствовать здесь».


Ольга Доброхотова рассказала о том, как они накануне посетили Музей им. Крамского, какое сильное впечатление на них произвели экспонирующиеся выставки, с каким удовольствием сопровождавшие их люди делились с ними своими знаниями, об экскурсоводе, который взахлеб рассказывал о нашем крае. «Одно из первых впечатлений моего детства - это Воронежский русский народный хор, - продолжала она. - Вы особенный народ с уникальной культурой. Сплав украинского и русского очень чувствуется на вашей земле».

Посещение Воронежа - один из пунктов насыщенного гастрольного графика оркестра. Перед нашим городом был Липецк, после коллектив должен был направиться в Калининград, затем в Ереван. В скором времени состоится очередная поездка в Японию, которая занимает особое место в жизни коллектива. «Япония - очень близкая для нас страна с точки зрения культуры. Японцы не просто обожают русскую музыку, они понимают и правильно оценивают ее. Чайковский для них - номер один. Они вообще говорят, что он - их композитор, японский, что он едва ли не в Японии родился», - с улыбкой рассказывает Владимир Федосеев.


Коллектив, созданный в 1930 году, поначалу именовался Оркестром Всесоюзного радио. Позднее к названию прибавилось «…и телевидения». В лихие 90-е годы связь оркестра с радио прервалась, и коллектив, усилиями тогдашнего премьер-министра Виктора Черномырдина оказавшийся под крылом министерства культуры, стал называться Большим симфоническим оркестром, а вскоре получил почетный довесок к названию - «имени Чайковского». Федосеев - пятый по счету дирижер коллектива, а руководит он им уже 43 года.

Оркестр приобщает к культуре и молодое поколение. Устраиваются концерты для детей, где звучит вполне «взрослая» музыка - те же «Пять дней - пять ночей» Шостаковича, произведения Чайковского, Хачатуряна и даже совсем новое сочинение Александра Сойникова, мистерия «Роза мира». Как это ни покажется кому-то удивительным, но дети с большим интересом все это воспринимают и тем самым дают весомый повод для оптимистичного взгляда в будущее отечественной культуры.


А концерт прошел так, как и должен был пройти. Большой симфонический оркестр в очередной раз подтвердил свой высочайший уровень, зал устроил овацию, заставив оркестр исполнить два бисовых номера - Испанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро» и Вальс из «Метели» Свиридова. Единственное, чего, пожалуй, не хватило - элементарного количества звука, что заставило некоторых зрителей говорить о необходимости подзвучки, которую уже безо всякого стеснения используют другие знаменитые оркестры.



Кирилл Радин
Фотографии Андрея Парфенова
07.06.2017