«Имитация жизни»
Корнеля Мундруцо: гиперреалистичный шедевр

6 июня в Воронежском концертном зале в рамках VII Платоновского фестиваля состоялась российская премьера спектакля венгерского режиссера Корнеля Мундруцо «Имитация жизни».


Это совместный проект целых восьми европейских театров, институций и фестивалей, и в первую очередь знаменитого венского Wiener Festwochen, на котором год назад и состоялась мировая премьера спектакля. «Гиперреалистичный шедевр», - писали тогда о постановке австрийские газеты.

В Воронеже «Имитацию жизни» театр «Протон» (Proton Theatre) играл дважды - 6 и 7 июня. «Для нас участие Proton Theatre в театральной программе фестиваля - одно из самых главных событий, - подчеркивает худрук Платоновфеста Михаил Бычков. - Этот спектакль помещен в раздел актуального искусства, где представлены формы театра, к которым в России не привыкли. Но с помощью таких спектаклей мы можем приблизиться к современному европейскому театру, который говорит о сегодняшней жизни, и попытаться понять его».


Суммировав весь опыт показа актуальных, непривычных для воронежского зрителя постановок, организаторы в этом году ввели образовательную программу «Театр+», в рамках которой помимо читок и обсуждений проходят лекции, посвященные современному театру. Так, перед обоими показами у зрителей «Имитации жизни» был шанс послушать лекцию известного российского театрального критика Аллы Шендеровой о творчестве Корнеля Мундруцо.


Один из самых интересных театральных режиссеров среднего поколения, чьи спектакли представляют собой образцы актуального европейского театра - Мундруцо сегодня знают в большей степени все-таки киноманы: с 2003-го, года основания независимой кинокомпании Proton Cinema, его картины регулярно участвуют в Каннском фестивале. В театр Мундруцо пришел немного позже, но сейчас это уже не важно: свой опыт работы в кино режиссер успешно применяет на сцене, а театральные идеи привносит в кино. У него есть «свои» актеры, которые работают с ним как на сцене, так и на съемочной площадке. Одним из таких давних партнеров Мундруцо является легендарная венгерская актриса театра и кино Лили Монори, исполнившая в «Имитации жизни» душераздирающую роль Лоринк Русо.


Собственно, с нее и начинается спектакль: почти полчаса мы наблюдаем на большом экране видеозапись, на которой пожилая потрепанная жизнью цыганка оправдывается перед неким агентом за неуплату коммунальных. В связи с предстоящими Олимпийскими играми в Будапеште на этом месте якобы запланировано строительство олимпийской деревни, и помещение, в котором она живет, должно быть освобождено. Лица агента мы не видим, только слышим голос - громкий, требовательный, циничный, действует ли он согласно закону или обманом заставляет несчастную женщину выселиться из квартиры, мы не знаем, да это и не важно: отвращение зрителя к безжалостной антигуманной политике этнических чисток нарастает с каждой репликой и жестом Лоринк Русо, трагедия которой выворачивает нутро. Из ее рассказа мы узнаем, что ее сын, не желая быть цыганом, выкрасил волосы в белый цвет и сбежал из дома, а с мужем случился несчастный случай. Из квартиры она уехать никак не может, ждет сына…


Во время разговора (больше напоминающего допрос) женщине становится плохо, она отклоняется от камеры, экран становится занавесом и поднимается вверх, обнажая пространство квартиры, в котором происходит разговор, и выкидывая таким образом зрителя из почти документального киноплана в театральное измерение. Женщину рвет, агент укладывает ее на диван и вызывает «скорую», которая, конечно, не торопится ехать к цыганке. Включив магнитофон, агент уходит из захламленной квартиры. «It's a new day, it’s a new dawn, it’s a new life, - как чудовищная насмешка звучит с пленки голос Нины Симон, - And I’m feeling good (И мне хорошо)». Пленка зажевывается, начинается гроза, и через водяную подсвеченную завесу мы видим то ли воспоминание Лоринк, то ли ее сон: она находит в отеле своего сына (он торгует своим телом), сообщает ему, что умер отец, и умоляет вернуться. Но сын захлопывает дверь перед носом матери…


Следующая сцена заставила оцепенеть весь зал. Под жуткий эмбиент пустая освещенная комната начала медленно вращаться в черном вакууме сцены… Падала мебель, открывались шкафы, из них вываливалась, высыпалась, выкатывалась и разбивалась жизнь, любовь - все то, что было накоплено одной никому не нужной цыганской душой. Невероятно красивая, мощная и завораживающая метафора конца, разрушения человеческой жизни. Совершив полный оборот на 360 градусов, комната остановилась.


Но жизнь продолжается - пусть и другая. Цыганка скончалась в больнице, а жилище сдают: молодая «вдова» не без уловок подписывает договор аренды. Новая жизнь в новой дыре («It's a new day, it’s a new dawn, it’s a new life…»). Как оказывается позже, еще и с ребенком - белобрысым десятилетним мальчуганом. Беспросветная нищета. Она уходит на свидание с нерадивым ухажером, сын просыпается и попадает в другую реальность (снова кинопроекция): в отеле красивый блондин ссорится с женщиной, которая называет его вонючим цыганом, он замечает мальчика, бежит за ним и попадает в квартиру. «Ты сын той тети, что умерла здесь?» Занавес. На экране титры, описывающие реальный случай, который произошел в Будапеште и получил широкую огласку: в угаре драки едва не был убит молодой цыган. Нападавший отвергал тот факт, что сам он тоже цыган, хотя таковым являлся. Инцидент спровоцировал в Венгрии волну демонстраций против расизма.


Никогда еще на Платоновском фестивале не было столь мощного в идейном и художественном смыслах остросоциального театрального высказывания об отрицании своей идентичности, с одной стороны, и о проблеме расизма - с другой. Мундруцо удалось рассказать об этих вещах без эпатажа и гуманистического пафоса. Персонажи его спектакля лишь имитируют жизнь. Они изо всех сил пытаются вырваться из порочного круга неблагополучия, но все их попытки тщетны. Мечты Андрея Платонова и его современников о новом мире, в котором человечество не будет влачить нищенское существование в бесконечной борьбе за выживание, к 2017 году, увы, так и не сбылись.



Дарья Кобзаренко
Фотографии Евгении Небольсиной
08.06.2017