15 лет альбому Interpol «Turn On The Bright Lights»

20 августа исполнилось 15 лет со дня выхода знаменитого альбома группы Interpol «Turn On The Bright Light», знаковой пластинки 2000-х, запустившей волну возрождения постпанка.


Слушать на Apple Music
Слушать на Spotify
Слушать ВКонтакте

До своего дебютного альбома «Turn On The Bright Lights» Interpol прошли тернистый путь, по полной испытав на себе все трудности начального этапа деятельности рок-группы. Созданный Дэниелом Кесслером коллектив не имел постоянного названия и свои первые шаги делал в душных и маленьких клубах, редко собирая больше 30 человек. Карлос Дэнглер, бас-гитарист группы, самостоятельно печатал и распространял флаеры, а первую демозапись Interpol сделали на аудиокассетах за свои собственные деньги, так и не заручившись поддержкой какого-либо лейбла.


Interpol во время выступления в рамках тура в поддержку «Turn On The Bright Lights», 2002 год: фронтмен Пол Бэнкс (слева) и бас-гитарист Карлос Дэнглер

Положение вещей сильно изменил короткий тур по Великобритании и выступление на шоу Джона Пила - легендарного радиоведущего, открывшего миру множество андеграундных музыкантов. После этого Interpol заключили контракт с Matador Records, специализирующимся на инди-музыке, и в августе 2002 года «Turn On The Bright Lights» вышел в свет.


Фотография Джоша Ротштейна

Выход альбома удачно для группы совпал с удручающим положением, в котором оказалась гитарная музыка в начале 2000-х. «Turn On The Bright Lights» стал настоящим глотком свежего воздуха на фоне засилья рэп-кора, слащавого «альтернативного» рока тех лет и бесчисленных последователей брит-попа 90-х годов. Interpol же явно вдохновлялись музыкой 80-х годов и уверенно заняли вакантное место Joy Division, The Chameleons и прочих постпанк-групп того времени.


Interpol c Дэидом Бирном (третий слева) и Дэвидом Боуи (второй справа), Нью-Йорк, декабрь 2003 года

Переслушивая «Turn On The Bright Lights» сегодня, можно отметить его абсолютную законченность и цельность. Кажется, если убрать какую-либо песню из трек-листа, то эффект уже не будет столь впечатляющим. За бортом альбома осталось несколько великолепных би-сайдов, в том числе «Song Seven» и «Specialist», но и они были бы тут лишними, как бы противоречиво это ни звучало.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/2kPON3WmdRw" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Основной каркас этого альбома - угрюмые и плотные гитарные боевики с редкими островками спокойствия вроде «NYC» и «Hands Away». Открывающая альбом «Untitled», по словам участников группы, долгое время служила лишь как интро к концертным выступлениям группы, но на «Turn On The Bright Lights» превратилась в полноценную песню с редкими строчками текста и стеной звука, достойной My Bloody Valentine.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/eUruUXvYPVw" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«Obstacle 1», помимо всех прочих своих преимуществ, является бенефисом Карлоса Дэнглера и его уникальной манеры игры на бас-гитаре. Вообще, его влияние на звучание этого альбома колоссально: не зря среди участников группы бытовала шутка, что альбом стоило бы назвать «Celebrated Basslines of the Future». По иронии судьбы, Карлос покинул группу в 2010 году, а главной причиной послужило то, что он бас-гитаристом себя никогда не ощущал, и этот инструмент ему банально надоел.

Другой яркой особенностью альбома является голос и лирика Пола Бэнкса. Его отстраненная вокальная манера отлично сочетается с текстами, наполненными любовными коллизиями и эротическими намеками.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/fhpNo5Hjg1s" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Характерно, что большинство песен имеют небанальную структуру, и самым ярким примером в этом плане является «The New». Ближе к середине атмосфера этой элегантной баллады резко меняется: слушателя ждет продолжительная инструментальная часть с типичной для Interpol диссонансной гитарной перекличкой. Эмоционального пика альбом достигает в закрывающей «Leif Erikson», названной в честь исландского мореплавателя, посетившего Северную Америку задолго до Христофора Колумба. Однако среди фанатов бытует версия, что это отсылка к роману-трилогии Роберта Антона Уилсона и Роберта Ши «Иллюминатус», в котором фигурирует подводная лодка с таким же названием. Косвенно это подтверждает наличие том же романе персонажа по имени Стелла, что отсылает к треку «Stella Was A Diver And She Was Always Down».


Полароидный снимок периода тура в поддержку альбома «Turn On The Bright Lights», 2002 год: барабанщик Сэм Фогарино и Пол Бэнкс

Спустя 15 лет можно уверенно заявить, что «Turn On The Bright Lights» приобрел культовый статус: необычайный интерес к постпанку на протяжении всех этих лет во многом вызван именно этим альбомом. Пластинка прорубила для большого количества групп выход к массовому слушателю и породила массу последователей. Так называемый «постпанк ривайвл» стал мощной тенденцией, охватив своей волной не только англоязычные страны. С огромным энтузиазмом он был воспринят и в России, где целая плеяда молодых групп по сей день исполняет мрачную музыку с низким вокалом.



Сергей Науменко
28.08.2017