Как выжить в мире, в котором мы больше не чувствуем себя как дома

Посмотрели фильм «В этом мире я больше не чувствую себя как дома», получивший в этом году главный приз на «Сандэнсе». Рассказываем, почему его стоит посмотреть.


Режиссерский дебют Мейкона Блэра «В этом мире я больше не чувствую себя как дома» - это размышления на тему, начатую еще Сэмом Пекинпа в «Соломенных псах». Как выжить в этом мире, если ты не подонок, не вор и не сильный мира сего? Если ты не хочешь принимать его правила и еще веришь, что его можно изменить?

Медсестра Рут (Мелани Лински) из таких. В магазине ее неизменно оттесняют в конец очереди, автомобилисты не считаются с ее правами пешехода, лужайка перед домом перманентно загажена соседскими собаками, хотя там стоит запрещающий знак. Дом, оставшийся в наследство от бабушки - последний оплот личного пространства, то место, где Рут более или менее комфортно. Здесь можно погрузиться в мир любимых книг, выпить пивка, расслабиться. А потом некий домушник в одночасье рушит и без того хрупкое спокойствие, державшееся на антидепрессантах и на вере в неприкосновенность определенных жизненных ценностей.


Полиция обещает помочь, но не горит желанием особенно утруждать себя поиском пропавшего ноутбука и бабушкиных серебряных ложек, имеющих для Рут символическое значение. Ей ничего не остается, кроме как взять инициативу в свои руки подобно Дэвиду Самнеру из «Соломенных псов»: «То, как люди относятся друг к другу - отвратительно. Они отвратительны. Они умеют только брать. Мое, мое, мое…»

Блэр невероятно умело жонглирует казалось бы несовместимыми жанрами. В картине можно выделить несколько логических частей, каждая из которых чрезвычайно важна. Сначала артхаус, повествующий о проблемах интроверта в современном мире, затем - инди-боевик с комедийными вкраплениями, где у Рут появляется единомышленник в лице современного донкихота Тони (Элайджа Вуд, каким вы его еще не видели), далее - добротный слэшер, который придется по вкусу ценителю жанра (а какие-то гэги и его шокируют) и хоррор с погоней, саспенсом, болотом и змеями, и в конце - мистическая притча в духе «Мертвеца» (на каком-то этапе фильма можно вспомнить и «Пса-призрака» Джармуша).

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/sYaI9Ne5FeY?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Удивительным образом вся эта конструкция не разваливается, а манера повествования не раздражает безумным монтажом в духе MTV. Авторы не скатываются ни в нравоучения, ни в тарантиновский беспредел. Чувствуется, что это плод труда единомышленников и друзей, а не конвейера.

Картину связывают крепкие родственные узы с фильмами Джереми Солнье «Зеленая комната» и «Катастрофа». В обоих сыграл сам Мейкон Блэр, а его братья Брук и Уилл написали музыку. Они же выступили авторами саундтрека и здесь. С «Катастрофой» есть и сюжетное сходство: и в той, и в другой картине герою приходится покинуть зону комфорта, чтобы сразиться с несправедливостью. Вдобавок у фильмов Солнье и Блэра одни и те же продюсеры.


Про Элайджу Вуда можно даже особо не говорить, он тут главная звезда. Даже самый ярый фанат не сразу распознает его в Тони. У новозеландской актрисы Мелани Лински не менее обширный послужной список, чем у звездного партнера. Она дебютировала в большом кино вместе с Кейт Уинслет в «Небесных созданиях» Питера Джексона, на ее счету роли в таких инди-хитах, как «Мне бы в небо», «Хорошо быть тихоней», «Побеждай!». Рут в ее исполнении невозможно не любить и не сочувствовать ей. Мудрая, искренняя, беззащитная, бесстрашная, тихая, мечтательница. Таких людей в жизни и таких персонажей в кино днем с огнем не сыщешь (а ведь их много, но все по домам). Асоциальность давно превратилась в современном искусстве в стильную позу и модный атрибут. Безысходность и обреченность - в бездумно эксплуатируемый материал.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/a891D5_bGY4?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«В этом мире я больше не чувствую себя как дома» сразу хочется включить в список лучших инди-фильмов 2017 года, даже если еще рано подводить итоги. Дебют Мейкона Блэра напоминает нам как важны вера, надежда и любовь. Вера в собственные силы, надежда изменить мир к лучшему и любовь того, кто поддержит, когда вера и надежда на исходе.



Ярослав Солонин
29.05.2017