«Голова. Два уха»: «Главное в жизни - нести свет ближнему»

В рамках фестиваля «Новый горизонт» состоялся показ фильма Виталия Суслина, ученика Карена Шахназарова, «Голова. Два уха». Это важное для воронежцев событие, поскольку наш город выступил в картине одним из главных героев.


Иван Сергеевич (Иван Лашин) - двадцатипятилетний пастух, выглядящий младше своих лет, сохранивший в своей внешности детскость и открытость миру. Жизнь идет по заведенному циклу - неспешно и лениво. Герой односложно общается с пожилой матерью, в остальное время молчит. Из развлечений - созерцание огня в камельке, банка энергетика в день да сигареты.

Оживление вносит непрошеный гость из города, предлагающий Ивану работу. С этого момента «детство» заканчивается, начинается «в людях». Парень становится жертвой аферистов, навешивающих на него кредиты.


Город противопоставляется деревне с ее открытостью. Но было бы глупо утверждать, что у Ивана Сергеевича и мошенников разные стремления. Он так же мечтает о красивой жизни. Чему свидетельство - его сны, представляющие собой наивную мечту об объятиях красотки и затяжке дорогой сигарой на берегу родного пруда. Будучи более хитрыми и циничными, авантюристы добиваются большего успеха. Наивный парень остается у разбитого корыта и теперь все, чего он хочет - вернуться в родную деревню.

«Голова. Два уха» балансирует на грани документалистики и художественного высказывания. В чем-то это напоминает «Нанука с севера» Роберта Флаэрти. Длинная экспозиция - рассказ о сельской жизни. Безлюдье, запустелость, высоченные сугробы, касса со скудной выручкой в сельпо, замученные работяги, мечтающие вырваться в город. Предельно скромный, до аскетизма, быт. С момента завязки действия становится больше, но темпоритм по-прежнему неспешный. При желании можно было бы превратить полный метр в короткий, но тогда фильм лишился бы своего обаяния.


Для воронежцев картина Виталия Суслина интересна вдвойне благодаря тому, что снималась она в нашем городе. Все основные события происходят в центре, в Северном районе, на левом берегу. Торговые центры, дома, проспект Революции, вид на набережную Массалитинова, - многое отзовется в сердце, подмигнет. В нашем городе и раньше снимали кино, да и в последнее время он вниманием не обделен: «Мужская женская игра», «Икорный барон», сериал «Дельта», «Ёлки-3» и так далее. Другое дело, что «Голова. Два уха» - горькое, пессимистическое произведение. Если раньше Москва слезам не верила, а Питер, как в «Брате», олицетворял «страшную силу», то теперь Воронеж предстал краем неотзывчивых людей, из которых мало кто готов прийти на помощь Ивану Сергеевичу, брошенному на произвол судьбы.

На встрече со зрителями режиссер уточнил, что фильм не является приговором, а скорее вопросом, который он задает современнику и себе:

- Главное в жизни - нести свет ближнему. Мой фильм - высказывание о Воронеже. Платонов, Бунин, Кольцов, Никитин, Мандельштам тратили свою жизнь на то, чтобы нести свет. И мы их последователи. Это не просто памятники, а живые люди, и возникает вопрос: не зря они прожили свою жизнь? Остаются ли камертоном для нас эти поэты и писатели?


«Голова. Два уха» - призер ХХVIII кинофестиваля «Кинотавр», получивший приз имени Г. Горина «За лучший сценарий». История, легшая в основу фильма, реально произошла с Иваном Лашиным, так что фильм является реконструкцией событий. В роли матери выступила Татьяна Лашина, настоящая мать героя. Сельская часть снималась в селе Сторожевом Острогожского района. Всё это придает фильму аутентичности.

Иван много лет дружит с режиссером Виталием Суслиным, он снимался также в его короткометражке «Шнырь» и дипломной работе «Ванька Тепляшкин» по одноименному рассказу Василия Шукшина. Действие всех фильмов режиссёра, включая первую полнометражку «Дефиле», происходит в деревне, так что можно говорить об определенной тенденции в его творчестве. Медленно угасающее село, находящееся в состоянии упадка на протяжении уже более чем двух десятилетий, тем не менее продолжает жить и рождать удивительные характеры.


Изюминка картины в том, что основные роли исполнили непрофессиональные актеры - кроме мошенников, которых сыграли Анна Махлина и Григорий Кокоткин, выпускники московских театральных вузов.

На встрече со зрителями режиссер отметил, что такому кино сейчас пробиться крайне сложно:

- Мы пробовали предложить его на телевидение. Ни Первый, ни другие каналы его не берут. Мы надеемся, что удастся заинтересовать руководство канала «Культура».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/2WK6Qi9XOZE?showinfo=0" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
07.05.2018