Александр Ионов:
«Новый альбом Гречки будет страшным гибридом»

«Афиша+» сходила на концерт резидентов питерского клуба «Ионотека» и пообщалась с его создателем Александром Ионовым о его подопечной певице Гречке и ее будущем, о Radiohead, Майли Сайрус и Сергее Шнурове, о ненормативной лексике и наркотиках, о занудстве на московском радио, старомодных нравах в Балаково и о том, откуда растут ноги у новой русской музыки.


Этой весной артисты лейбла Ionoff Music, нового детища Александра Ионова, создателя одного из главных андеграундных клубов Санкт-Петербурга «Ионотека», съездили в большой тур по российским городам.

«Я уверена, что совсем скоро стану еще популярнее», - заявляет Гречка, самая яркая звезда лейбла, в интервью российскому Esquire. Не верить 18-летней исполнительнице нет причин: никому не известная еще полгода назад школьница теперь собирает полные московские клубы, выступает в «Вечернем Урганте», её называют новой Земфирой (ну, или Янкой Дягилевой), а тот же Esquire обнаруживает в её песнях «кобейновский надрыв».

Помимо Гречки под крылом Ionoff Music находится дуэт недавних школьниц «Ритуальные услуги», чью песню «Обратно» в «Ионотеке», говорят, уже несколько месяцев поют исключительно хором. В туре по пятнадцати городам России к девушкам также присоединились молодые люди из групп «Несогласие», «Хозяйственное мыло» и «Бенгальские подонки» (которые, правда, до Воронежа не доехали, за них отдувалась одна из участниц «Ритуальных услуг» со своим сайд-проектом MERZÓTA).


Гречка и Александр Ионов на сцене клуба EANA

12 мая большой тур «Ионотеки» по России завершился в воронежском клубе EANA. За час до начала выступлений мы прибыли на место, чтобы пообщаться с хедлайнером Гречкой.

«Как называется журнал, какой тираж? - встретил нас на входе в клуб улыбающийся Ионов. - Гречка сегодня с журналистами общаться не хочет». Тем не менее в разгар саундчека он указал на дальний темный угол клуба: «Вон она сидит, попробуйте ее уговорить на интервью». На переговоры решено было отправить нашу общительную девушку-фотографа Женю. Но то ли Ионов пошутил, то ли Женя что-то перепутала, но из темного помещения клуба в его предбанник с нами вышла вовсе не Гречка, а одна из участниц дуэта «Ритуальные услуги». В своих худи и бейсболках участницы «Ионотека-тура» действительно порой неотличимы друг от друга.


Тем временем Ионов, явно находившийся в хорошем расположении духа, активно общался со всеми, кто встречался ему на пути, и рассказывал нам разные истории. Про то, как его с Гречкой позвали выступать на открытие «Кинотавра» («одену футболку с двуглавым орлом, а поверх - ремень для гитары цвета ЛГБТ-флага»), про то как снимался в эпизоде «Лета» Кирилла Серебренникова («мне надо было подойти с сигаретой к подоконнику, но я это слишком быстро делал»). Подопечные Ионова тоже не отставали от босса. Вторая участница «Ритуальных услуг» бегала по залу и откровенничала, что пять дней выступала трезвая из-за расстройства желудка.


«Вы бы вышли в народ», - предложил Ионов, показывая в сторону толпы подростков, ожидающих запуска в клуб. - Поговорили бы с 14-летними девчонками, с вами бы они точно пообщались, у вас же подвороты на джинсах". «А может мы лучше с вами пообщаемся?» - предложили мы. «Да, давайте!» - согласился Ионов. В это время в зал начали запускать людей, и Ионов собственной персоной встал собирать плату за вход и ставить штамп «Оплачено» (один юный зритель заполучил штамп рядом с татуировкой на лбу). В таких полевых условиях, плавно перейдя на «ты», мы начали разговор с того, откуда собственно у юной Гречки такая нелюбовь к журналистам.


- Это правда, что Гречка ушла прямо посреди интервью на «Эхо Москвы», потому что ей не понравился вопрос? Что это был за вопрос?

- Там была серия вопросов. Нужно просто понимать, что такое «Эхо Москвы». Мы вот с тобой взрослее чуть-чуть, слушаем это радио, а Настя впервые столкнулась с таким чуваком, который просто обложился кучей вырезок, выписок из интервью, цитат из рецензий в духе «не очень приятный хрипловатый голос». Это был такой мини-Познер, который докапывается до мелких деталей, и Настю такое отношение просто обескуражило. Она потихоньку терпела, терпела, но после того как ведущий начал упрекать ее в депрессивности и заявил, что она смакует то, что она подросток, хотя сама уже взрослая, она не выдержала. Мне это все было весело смотреть, потому что я легче переношу занудство, но в России подростков действительно торопят стать взрослыми. Мы только что приехали из Балаково, где все девушки в 20 лет замужем.


- А вопрос об использовании ненормативной лексики и упоминании наркотиков в песнях не надоел?

- Такое, кстати, не часто спрашивают! Я считаю, что мат - это часть нашей жизни. И Гречка скорее всего тоже так считает. Мат не является каким-то оружием уничтожения интеллекта в России. Это часть языка, слэнг. Употребление мата нужно ограничивать в СМИ, в общении с детьми, но люди говорят на этом языке…

- А я вот недавно наткнулся на статью, в которой перечислялись характеристики, по которым можно определить взрослого человека. И пункт «отсутствие мата в речи» был там одним из первых.

- Я бы поправил этот пункт на «ты можешь поддерживать содержательный разговор, не употребляя мат». Например, возьмем Сергея Шнурова, которого многие воспринимают, как достаточно интеллектуального человека, заигрывающего с треш-тематикой. Он с легкостью поддерживает интеллектуальный разговор, он бизнесмен, и я думаю, что во время переговоров со своими деловыми партнерами он не ругается матом. Но при этом он может так ругнуться, что содрогнется весь Петербург.


MERZÓTA

- Окей, понятно, а что насчет наркотиков? Курт Кобейн, например, даже в самом начале своей карьеры считал, что упоминание наркотиков в песнях - это большая ответственность. Где, по-твоему, у музыканта начинается, а где заканчивается эта ответственность?

- Начнем с того, что Гречка никогда не употребляла наркотики. А ответственность каждый человек несет сам, потому что перед Богом каждый отвечает сам, правильно? Стыдно будет сказать «меня Гречка заставила употреблять наркотики»…

- Запросто какой-нибудь подросток может так сказать!

- Нет, нет, нет! А Бог ему на это что ответит? У нас общество христианское, оно не в джунглях родилось, мы уважаем родителей и так далее, все эти ценности до сих пор работают. Ответственность несет индивид. Нельзя постоянно на кого-то перекладывать ответственность, мне кто-то сказал то, мне кто-то сказал сё. Особенно это касается наркотиков. Если сейчас включить какой-нибудь крутой американский фильм, там чего только не вытворяют. Не думаю, что Голливуд несет ответственность, если такое в реальной жизни происходит.


- Я читал, что на следующем альбоме Гречка хочет добавить электроники. Есть ли у тебя какие-то ориентиры, как это должно звучать?

- Это будет уникальный звук. Я сейчас приведу пример, чтобы было понятно о чем я говорю. Я вычитал в каком-то старом интервью, что когда группа Radiohead записывала свой эпохальный альбом «OK Computer», они попросили своего звукоинженера сделать им звук, как у Portishead. Но в итоге получилась совершенно не похожая на Portishead запись. Часто бывает так, что талантливые люди, пытаясь звучать как кто-то другой, в результате выдают нечто самобытное. Когда мне Настя говорит, что она хочет звучать, как Майли Сайрус, я вам гарантирую, что она не будет звучать, как Майли Сайрус. Появятся какие-то биты, электронные басы, прикольные звуки, что-то такое цифровое. Но останутся живой бас, ударные и вокал Насти, который далек от идеалов поп-музыки. Так что получится страшный гибрид. Вообще, все, что попадает с запада в Россию, превращается на этой почве в нечто свое. И вот, когда подросток из Кингисеппа возьмет Майли Сайрус и сделает нечто свое, получится что-то такое убийственное.


«Ритуальные услуги»

- Судя по плей-листу, который Гречка составила для московской «Афиши», она, как и большинство сегодняшних подростков, слушает в основном новую русскую музыку. Почему, как ты думаешь, появился такой дикий спрос на русскоязычную музыку? Ведь всего каких-нибудь пять лет назад фраза «я не слушаю русскую музыку» была типичной для наших молодых людей.

- Потому что наконец-то ребята в России, получив интернет даже в Балаково, (смеется), начали делать музыку по западным стандартам. Они въехали во всю эту Tumblr-культуру, появившуюся там в 2000-х, хипстерскую лоу-фай-музыку, которой сейчас по сути уже и нет. Вспомни 2007-й: девушка сидит в своей комнате в Огайо и фигачит свой бедрум-рок на одной гитаре с драм-машиной. Наконец-то это все расцвело и у нас. И более того, делается на русском языке, и это круто.

- Зачем надо было делать кавер «Отпетых мошенников»?

- Так! А вот тут Гречка просто разорвала бы тебя! Это не кавер никакой! Послушай внимательно, там взят только припев. Она это называет ремиксом, но это неправильно. На самом деле это что-то вроде семплирования. Написано несколько очень интересных куплетов плюс взят чужой припев. Такое вбрасывание цитаты. Это как рэперы часто берут кусочек песни, например, хита Стинга из 1980-х, и вокруг него делают свою песню.


- В Воронеже у вас заканчивается тур, в рамках которого вы посетили 15 городов. Похоже, что и для Гречки, и для тебя это первый такой опыт. Тяжела ли гастрольная жизнь?

- Этот тур действительно был для меня первым таким масштабным экспериментом по вывозу всей этой молодежной петербургской тусовки… за город. (Смеется.) Это было сложно. Мы доехали до Урала. Ребята молодые, они не привыкли к такому, даже мне было иногда тяжело! Мы все немножко приболели. Но в итоге все сработало. Мы ощутили огромную поддержку всех городов, в том числе и Балаково. Я бы сказал, что все удалось!

- В интервью Esquire Гречка говорит, что «скоро станет еще популярней»…

- Да, Настя вполне себе самоуверенная особа! Кстати, существует дикая разница между тем как наши музыканты преподносят себя промоутерам и как это делают в Америке. У нас никто не говорит «послушайте нас, мы лучшая группа в мире»! У нас полное неверие в себя.


«Хозяйственное мыло»

- Уверенность в своих силах - это хорошо, но не боишься ли ты, что через год о Гречке все забудут (как предвещают хейтеры)?

- Нет, я так не думаю. Она фонтанирует песнями! Я знаю материал нового альбома, там есть очень хорошие треки. Осталось их записать, мы засядем в студию в сентябре. А перед этим выпустим еще мини-альбом песен, записанных под укулеле.

- Как думаешь, почему выстрелила именно Гречка, а не какие-нибудь другие твои подопечные?

- На самом деле, мне еще до Гречки задавали вопрос о том, что же выстрелит следующим, что будет the next big thing. И я почему-то ответил, что возможно это будет кто-то с гитарой, кто-то простой и искренний. Я думаю, что все дело в ее искренности.



Роман Дранников
Фотографии Евгении Небольсиной
16.05.2018